Во время III Сибирского Го-конгресса произошло одно событие, которое прошло мимо внимания большинства участников. Но для троих человек, которых вы видите на снимке, эта встреча стала особенной – прошло почти 35 лет с того момента, когда двое молодых людей и один вчерашний школьник (тогда – уже студент) были участниками одного из первых всесоюзных турниров. В Ленинграде в ноябре 1979 года собрались лучшие игроки СССР, чтобы в очередной раз выявить претендентов на звание «Сильнейшего Игрока Го» (сокр. – СИГО).
На фото слева – Алексей Лазарев, выигравший
упомянутый турнир, в центре – Николай Немов,
справа – автор
Мы еще вернемся к этой знаменательной встрече, а пока хотелось бы немного рассказать о первых всесоюзных соревнованиях. В 1979 году проводился уже третий цикл турниров на звание СИГО, а два предыдущих выиграл Валерий Асташкин – один из основателей всего нашего го-движения. В то время только предпринимались попытки создать всесоюзную федерацию, и игра Го ещё не была признана официальным видом спорта. Но фактически соревнования на звание СИГО были первыми неофициальными чемпионатами СССР, поскольку в них ежегодно по многоэтапной схеме выявлялся сильнейший игрок страны.
Первый цикл СИГО был запущен Валерием Асташкиным весной 1977 года. Этому предшествовали фестивали и турниры по Го в Ленинграде, Москве, Сочи и ряде других городов. В октябре 1976 года, вскоре после завершения всем известных публикаций в журнале «Наука и жизнь», оргкомитет конкурса решения задач предложил провести в Сочи «Всесоюзный фестиваль Го», который, к сожалению, так и не состоялся из-за инцидента на Дальнем Востоке. Напомню, что тогда перебежчик угнал в Японию наш сверхзвуковой военный самолет (см. http://www.opoccuu.com/060911.htm), и это сразу же привело к обострению отношений между нашими странами. Компания JAL («Японские авиалинии») должна была стать спонсором сочинского фестиваля, собиралась приехать и большая делегация японских игроков, но – увы! Амбиции политиков часто оказывались выше других интересов. И вот тогда, видимо, у Валерия Асташкина и родилась идея провести всесоюзные соревнования – чтобы в организацию этого масштабного мероприятия были вовлечены все регионы, и как можно больше игроков СССР приняли участие в массовых турнирах по всей стране.
Помню, как я получил письмо из Оргкомитета, подписанное В. Асташкиным, с предложением организовать в Новосибирске сначала – отборочный городской турнир, а потом и зональный турнир СИГО. В нашу (шестую) зону СССР входили Сибирь, Средняя Азия и Дальний Восток. В Новосибирске в 1976 году уже был создан «Клуб любителей Го» при спортклубе НГУ, и в начатом весной 1977 года первом общегородском турнире мы успели сыграть почти половину партий. Всего было 15 участников – от новичков до 1 кю, но турнир проводился с форой. Обсудив ситуацию, мы приняли решение внести в подсчет очков поправку – за каждый камень форы более сильному игроку к конечному числу побед добавлялось по 0.2 очка и столько же вычиталось у получающего фору. Так впервые был проведен турнир по системе ФОРС, правда, без стартовых очков за рейтинг, которые принято давать в современной версии.
Новые правила определения мест, несмотря на условность спортивного результата при игре с форой, абсолютно достоверно выявили призеров – победитель (автор – 3 кю на тот момент) выиграл все партии, даже давая фору в 13 из 14 партий, что соответствует «аномалке» по рейтинг-системе РФГ где-то на 1 кю – 1 дан. Второе место занял наш гость из Японии Масахиро Миякава, игравший вне конкурса и показавший результат точно по прогнозу – он выиграл ровно 50% партий (у него был самый высокий ранг – 1 кю, и я играл с ним на двух камнях). На третьем месте оказался Николай Немов (5 кю), второй по силе новосибирский игрок на тот момент.
Первый и третий призеры в итоге получили право представлять Новосибирск в зональном турнире, состоявшемся в нашем городе в начале июня, и в нем оба новосибирских игрока заняли первые два места – в том же порядке. На третьем оказалась представительница Омска Наталья Бочкова, и именно она стала вторым участником от нашей зоны, прошедшим в следующий этап, так как Немов играл вне конкурса – только один представитель от города мог участвовать в отборе. Кстати, у Бочковых вся семья играла в Го, в том числе и 10-летний сын Сергей, также участвовавший в зональном турнире. Впоследствии, когда учился в Москве, он достиг уровня 4 дана, но потом, видимо, перестал играть.
Завершался отбор претендентов на звание СИГО в Межзональном турнире, организованном в Краснодаре в октябре Леонидом Громовым (он есть на фото, о котором позже). Две недели 16 участников из 8-ми зон СССР выясняли отношения, сначала – в двух подгруппах, потом в финале четырех (с зачетом игр в подгруппах). В свободное время проводились блиц-турниры с форой, Валерий Асташкин читал лекции по теории игры Го, разбирал партии участников турнира и комментировал свои партии с недавно закончившегося в Голландии Чемпионата Европы. Кстати, он был допущен туда без отбора дополнительным одиннадцатым участником – ведь впервые на Чемпионат приехал игрок из Союза, причем в итоге сразу занял 6-е место. Там же, в Краснодаре, я познакомился с Алексеем Лазаревым, который был приглашен оргкомитетом СИГО как показавший лучший результат среди школьников в конкурсе решения задач журнала «Наука и жизнь». И хотя он не участвовал в основном отборе, но зато очень успешно выступал в сопутствующих турнирах с форой, имея на тот момент всего 7 кю.
Самой драматической из мной сыгранных стала партия с Леонидом Громовым (1 дан), в которой у меня были черные камни. С самого начала на доске шла очень острая борьба с переменным успехом. К концу партии все участники турнира, над которыми со своим богатырским ростом возвышался Валерий Асташкин, сгрудились вокруг стола. И вот настал момент подсчета очков. Очерчены территории, выставлены пленные камни, учтено коми (5.5) и – с перевесом в 0.5 очка победа досталась черным, что, как оказалось потом, и решило исход борьбы за призовые места. В итоге я занял первое место, выиграв все партии. Вторым стал Владимир Поляков из Свердловска, и нам вдвоем предстояло теперь бросить вызов самим мэтрам – Валерию Асташкину и Георгию Нилову, которые получили право участия в финале СИГО без отбора, так как имели на тот момент самый высокий в стране ранг – 5 дан. А нам с Володей по итогам отборочного цикла были установлены 1 и 2 кю соответственно.
И вот в начале зимы мы прибыли в Ленинград. В первой же партии финала меня экзаменовал сам Жорж Иваныч – так друзья зовут Георгия Нилова. Получив белыми уже в фусэки очень плохую позицию, я ничуть не смутился – ведь в новосибирских баталиях мне постоянно приходилось обыгрывать соперников, имеющих за счет форы изначально большое преимущество. Обострив игру в центре доски, мне удалось завязать большое ко, выиграв которое я почти уравнял шансы. Однако позиция у меня по-прежнему была хуже, и шансы на выигрыш таяли с каждым ходом. Но… Жорж Иваныч, расстроившись от проигрыша важного ко, вдруг стал совершать мелкие ошибки одна за другой, что, в конечном счете, и склонило чашу весов в мою пользу.
В оставшихся партиях неожиданностей больше не произошло. Валерий Асташкин, внимательно наблюдавший нашу с Ниловым игру, не оставил мне никаких шансов, а затем, выиграв две другие партии, стал первым обладателем звания СИГО. Володя Поляков проиграл все партии и остался на 4-м месте, а я оказался, таким образом, на втором. Итоги финала всеми были восприняты как сенсация – все же 1 кю обыграл одного из корифеев, обладателя японского диплома 5-го дана! Сегодня я и сам иногда проигрываю игрокам кю-уровня, имея японский диплом 4-го дана, так что подобное событие уже оценивается мной совсем по-другому…
Следующий цикл СИГО начался с отборочного турнира в Казани (октябрь 1978 года), из которого в турнир претендентов отбирались 4 лучших игрока, а Нилов и я были допущены в финал по итогам прошлого цикла. Автору посчастливилось быть главным судьей на этом историческом турнире. В судейскую коллегию также входили: Павел Игнатьев – гл. секретарь, Валерий Асташкин – зам. гл. судьи, Всеволод Куликов и Татьяна Смеловенко – члены судейской коллегии.
Победил в турнире Алексей Лазарев (9 очков из 11), вторым по коэффициенту стал Валентин Телепенин (9/11), третьим – Юрий Беляев (8/11). Все они получили право участвовать в турнире претендентов, который должен был определить соперника В. Асташкина в матче за звание СИГО-78. Валерий Соловьев и Алексей Васильев тоже набрали по 8 очков, но отстали от Беляева по коэффициенту и играли дополнительную партию за право участвовать в финальном турнире претендентов (победил В. Соловьев).
Не проиграв ни одной партии, в финальном турнире претендентов первое место занял Нилов. Матч из пяти партий за звание СИГО закончился со счетом 3:2 в пользу Асташкина, который отстоял свой титул сильнейшего игрока страны.
Следует отметить, что активность в традиционных центрах Го и в регионах в 1977-79 годах была очень высокая – все с энтузиазмом ожидали признания Го в стране как официального вида спорта, мечтали о создании федерации Го СССР. Весной 1978 года в Москве даже прошел первый неофициальный командный чемпионат СССР, в котором сборные России, Украины, Москвы и Ленинграда играли матчи на 10 досках.
И тут мы снова возвращаемся к третьему циклу СИГО – к упомянутому в самом начале отборочному «Турниру мастеров», который проходил в Ленинградском Центральном шахматном клубе им. Чигорина. На старой фотографии из моего архива слева направо с верхнего ряда:
[1] Коренков (Л.), Лопатенко (Днепропетровск), Павлов (Новосиб.), Нилов (Л.), Тизик (М.), Попов (Л., ст. судья), Кашевник (Л.);
[2] Лазарев (Петрозаводск), Немов (Новосиб.), Вилкомир (Харьков), Улановский (Харьков), Поташников (Днепропетровск), Гаврилов (Л.), Поляков (Свердловск), Погарцев (Свердловск), Емельянов (Л.);
[3] Громовой (Краснодар), Василов (Л.), Шурупов (Л.), Асташкин (Л.), Михайловский (Днепропетровск, гл.судья), Межов (М.), Гуськова (Свердловск), Тюльков (Л.).
Одновременно с турниром проходила «Конференция ВРК» – собрание игроков и организаторов, членов «Всесоюзного рейтинг-клуба», прообраза будущей всесоюзной федерации. Главный вопрос – как добиться признания игры Го на официальном уровне и создать Федерацию Го СССР. Обсуждались и вопросы развития игры Го, в частности проблемы ранжирования игроков, выравнивания системы рангов в разных регионах. Было также принято решение о квотах отбора в финальный турнир претендентов СИГО. Два игрока было решено отобрать на «Турнире мастеров», а также допустить в финал Леонида Громового (победитель сочинского Всесоюзного отборочного Го-турнира, прошедшего в конце октября).
Само появление двух отборочных турниров объяснялось теми сложными взаимоотношениями, которые сложились на тот момент между неформальным лидером среди клубов страны – «Ленинградским клубом любителей Го» во главе с Валерием Асташкиным, и претендентом на всесоюзное лидерство – московской группой, в которой главные роли играли первый чемпион Москвы Сергей Межов и Алексей Бабицкий. Решение о допуске в финальный турнир претендентов призеров из обоих турниров было компромиссом, поскольку поначалу москвичи считали отборочным только их сочинский турнир, а ленинградцы в пику им сделали свой. И главная битва развернулась в кулуарах конференции. Я помню, как около часа с нами, двумя представителями Новосибирска – Немовым Колей и мной, беседовал один из активистов ленинградского клуба, объясняя нам, провинциалам, все «расклады», за что ему отдельное спасибо… Другая сторона не осталась в долгу – аналогичная «просветительская беседа» с участием Алексея Бабицкого была проведена со мной во время одного из визитов в Москву.
Возвращаясь собственно к турниру, выскажу свои впечатления от игры и результатов в целом. Во-первых, свое выступление там я оценивал как неудачное, хотя мне было позволительно расслабиться – ведь я никуда не отбирался, поскольку был допущен в финальный турнир претендентов по итогам предыдущего цикла (3 место в финальном турнире претендентов 1978 года). Во-вторых, играя дома обычно со значительно более слабыми соперниками, я привык не защищать слабости в своей позиции, так как никто их толком не умел использовать. И в одной из первых же партий турнира я был наказан за это украинским игроком Константином Лопатенко. Он влез сразу в мое построение через три пункта по третьей линии вблизи от его сильных камней, а эффективной защиты мне так и не удалось найти.
Но больше всего на турнире меня впечатлила игра Бориса Шурупова (3 дан). В нашей с ним партии он сделал по стороне высокий и неосмотрительно далекий ход, развиваясь от своей позиции в мою сторону. Быстрый интуитивный ответ в критическую точку по диагонали (катацуки) подчеркнул неудачность выбора Бориса. Мой соперник задумался надолго – вероятно прошло не менее получаса, прежде чем он принял решение. Но главное – его ответ на катацуки показал, что он признал ошибку и старается выйти из данной ситуации с минимальными потерями. В дальнейшем я растерял полученное преимущество и партию проиграл, но этот урок игрового поведения Шурупова я запомнил на всю жизнь. А Борис еще раз удивил всех, выиграв партию у самого Асташкина! Оказывается, он действительно был неудобным соперником для нашего корифея тех лет. В итоге Шурупов занял в турнире призовое место и отобрался, вслед за Алексеем Лазаревым, в финал. Ну а сам Алексей прекрасно выступил в этом турнире. Не проиграв ни одной партии, он должен был в последнем туре играть с Асташкиным, но по разным туманным причинам эта партия так и не состоялась, и Алексей был объявлен победителем турнира.
Завершилась история соревнований на звание СИГО очередной победой Валерия Асташкина, который снова выиграл матч у Георгия Нилова с тем же счетом – 3:2. Жаль, что мы так и не смогли увидеть ни одной партии между Валерием Асташкиным и Алексеем Лазаревым. Ведь по результатам отбора (см. http://rgl.mirt.su/SIGO/79/Final.html) Алексей получил право на решающий матч, но не смог играть из-за занятости по учебе. В итоге вызов Асташкину снова бросил Георгий Нилов, занявший второе место в финальном турнире претендентов. После 1979 года циклы СИГО больше не проводились. А в 1984 году была, наконец, создана «Всероссийская секция Го», и начиная с 1985 года стали регулярно проводиться официальные соревнования.
В заключение еще маленькая история про гобан, у которого сфотографировалась наша троица в культурном центре «Сибирь-Хоккайдо». Спустя годы после описываемых выше событий, в Крыму и в других замечательных местах стали проводиться массовые турниры, а также Кубки России и полуфиналы чемпионатов. В 1989 году я выбрался из Сибири на очередной, ставший уже тогда традиционным, Кубок Крыма, на который приезжали игроки со всего Союза. Организатором как всегда был Константин Возников, ныне возглавляющий «Крымскую федерацию вейчи», влившуюся сейчас снова в наше Го-сообщество после воссоединения Крыма с Россией. Мало кто помнит, но Константин тогда возглавлял кооператив «Сенте», занимавшийся в частности изготовлением инвентаря для Го. Один из гобанов был выставлен в игровом зале в качестве рекламы, и я купил его всего за 100 рублей – со скидкой, так как в разметке был незначительный дефект. Этот крымский гобан вы и видите сейчас на фотографии. Далее с ним (и с ещё одним "маленьким" гобанчиком – турнирая доска была высотой "всего" сантиметров 5) я пропутешествовал через пол-России – сначала в Сочи на «Комете» на очередной турнир (см. Кубок Юга-89 в Го-библиотеке), затем – в Казань, куда приезжала делегация китайских игроков и по этому случаю проводился турнир, и только потом – домой. Такие вот «всплыли» дела 35-ти и 25-летней давности…
Фото с Сибирского Го-конгресса - Анна Крушинская
Старое фото сделано организаторами "Турнира мастеров"
Партию с Ниловым из финала СИГО 1977 года можно посмотреть по ссылке