Кодекс Го - приложение II

ПРИЛОЖЕНИЯ. Часть II. ПРОВЕДЕНИЕ ТУРНИРОВ

Данный вариант Приложений является рабочим и все игроки Го могут присылать свои замечания и пожелания в Комиссию по правилам и рейтингу. Планируется также написать ч. III Приложений, где будет собрана и обобщена различная полезная информация в виде рекомендаций: для игроков - по участию в турнирах и поведению в отдельных партиях, для судей и организаторов - по практическому проведению турниров, а также прецеденты судейских казусов, примеры разрешения конфликтов, трактовка правил и т.п.

Содержание

1. Круговая система проведения

1.1. Общее описание

1.1.1. Суть системы и жеребьевка участников
1.1.2. Определение цвета в партиях
1.1.3. Порядок встреч

1.2. Пример таблицы очередности

1.2.1. Таблица цветов и очередности для восьми участников

1.3. Учет результатов

1.3.1. Индивидуальные турниры
1.3.2. Командные турниры

2. Системы с выбыванием

2.1. Олимпийская система

2.1.1. Основная схема
2.1.1. Система с выбыванием после одного поражения
2.1.4. Пример схемы с определением всех мест
2.1.5. Принцип рассеивания сильнейших

2.2. Системы с выбыванием без утешительных сеток

2.2.1. Использование обычных систем уровней
2.2.2. Общая схема турнира с выбыванием

3. Схевенингенская система

3.1. Схема туров

3.1.1. Разбивка на группы
3.1.2. Общий принцип проведения

3.2. Порядок встреч

3.2.1. Число туров и правила образования пар

3.3. Условия зачета

3.3.1. Матч двух команд
3.3.2. Турнир с зачетом по двум группам

4. Системы уровней с фиксированным числом туров

4.1. Общее описание

4.1.1. Принцип уровней
4.1.2. Швейцарская система
4.1.3. Система Мак-Магона
4.1.4. Начальное распределение по уровням

4.2. Правила образования пар

4.2.1. Классификация участников перед началом турнира
4.2.2. Общий принцип образования пар
4.2.3. Переходы из уровня в уровень
4.2.4. Порядок завершения жеребьевки

4.3. Дополнительные условия проведения туров

4.3.1. Порядок определения цветов
4.3.2. Повторы и учет выбывших соперников
4.3.3. Проведение жеребьевки
4.3.4. Учет неоконченных партий
4.3.5. Специальные уровни

4.4. Правила определения преимущества

4.4.1. Коэффициент Бухгольца
4.4.2. Другие критерии

5. Сеансы одновременной игры

5.1. Общие правила

5.1.1. Стороны в сеансе
5.1.2. Условия проведения
5.1.3. Порядок совершения ходов
5.1.4. Правила для участников
5.1.5. Права сеансера

5.2. Другие особенности сеансов

5.2.1. Учет времени
5.2.2. Учет результатов

6. Коллективные соревнования

6.1. Общие положения

6.1.1. Состав сторон
6.1.2. Представительство
6.1.3. Системы проведения

6.2. Командные турниры

6.2.1. Особенности регламента
6.2.2. Порядок размещения по доскам
6.2.3. Условия проведения встреч
6.2.4. Нарушения и санкции
6.2.5. Условия зачета

6.3. Правила проведения коллективных партий

6.3.1. Коллективные партии
6.3.2. Размещение партнеров
6.3.3. Начало игры и порядок ходов
6.3.4. Ограничение общения
6.3.5. Процедура сдачи партии
6.3.6. Ошибки очередности
6.3.7. Восстановление правильной очередности

7. Турниры со специальными регламентами

7.1. Форовые турниры

7.1.1. Принцип гандикапа
7.1.2. Ранжирование игроков
7.1.3. Порядок определения форы и начальная расстановка
7.1.4. Общие принципы проведения форовых турниров
7.1.5. Система ФОРС
7.1.6. Система ФУРС
7.1.7. Система ГАММА
7.1.8. Рекомендации по проведению форовых турниров

7.2. Заочные турниры

7.2.1. Общий порядок проведения
7.2.2. Учет времени в заочных турнирах
7.2.3. Проведение заочных турниров в Интернете

7.3. Турниры с сокращенным контролем времени

7.3.1. Общие принципы проведения
7.3.2. Правила для турниров с сокращенным контролем

8. Правила применения дополнительных показателей

8.1. Исходные условия применения дополнительных показателей

8.1.1. Равенство главного показателя
8.1.2. Условия дележа одного места

8.2. Дополнительные показатели на основе собственных результатов

8.2.1. Личные встречи
8.2.2. Число выигранных партий
8.2.3. Сумма строки

8.3. Дополнительные показатели на основе результатов соперников

8.3.1. Коэффициенты Бухгольца
8.3.2. Коэффициент Бергера
8.3.3. Учет несыгранных партий

8.4. Дополнительные показатели на основе рейтинга

8.4.1. Средний рейтинг соперников
8.4.1. Стартовый рейтинг

8.5. Применение системы дополнительных показателей в различных типах турниров

8.5.1. Выбор системы дополнительных показателей
8.5.2. Дополнительные показатели для личных турниров по круговой системе
8.5.3. Дополнительные показатели для командных турниров по круговой системе
8.5.4. Дополнительные показатели для личных турниров по уровневым системам
8.5.5. Дополнительные показатели для командых турниров по уровневым системам
8.5.6. Дополнительные показатели для форовых турниров
8.5.7. Общие рекомендации

9. Общие вопросы обеспечения турниров

9.1. Требования к игровому инвентарю

9.1.1. Стандартная доска
9.1.2. Камни и чаши
9.1.3. Турнирные часы
9.1.4. Запасной инвентарь

9.2. Ранжирование игроков на основе рейтинга

9.2.1. Рейтинг-система
9.2.2. Связь рейтинга с ЕВСК

1. Круговая система проведения 

1.1. Общее описание 

1.1.1. Суть системы и жеребьевка участников 

Круговая система проведения турниров признана наиболее объективной для выявления сильнейших участников при игре на равных. Она является одной из самых простых систем, так как в ней все участники (игроки или команды) встречаются между собой по схеме «каждый с каждым». Перед стартом турнира участники получают номера в таблице по жребию или способом, указанным в Регламенте.

1.1.2. Определение цвета в партиях 

Цвет в партиях для индивидуальных участников, или на первых досках командных турниров, проводимых по схеме матчей по доскам, определяется либо по Регламенту, либо по специальным шахматным таблицам (с учетом того, что в го начинают игру черные). Цвет можно определять и по следующему простому алгоритму (см. пример в п.1.1.4), который соответствует упомянутым таблицам:

  • последний номер таблицы при четном числе участников играет черными (на первой доске - для матчей) с участниками из второй половины таблицы и белыми - в остальных встречах;
  • в остальных парах встречающихся участник (или команда на первой доске) с меньшим номером получает черный цвет, если сумма номеров нечетна, и белый цвет - в противном случае.

1.1.3. Порядок встреч 

Порядок встреч (туров) определяется специальными (шахматными) таблицами или указывается в Регламенте, а число туров ровно на единицу меньше числа участников, если это число четно. В противном случае число туров совпадает с числом участников, при этом в каждом туре один из участников отдыхает. Порядок туров, если иное не оговорено в Регламенте, можно определять и без таблиц по следующей системе (для нечетного числа участников добавляем фиктивный последний номер):

  • в первом туре встречаются первый номер с последним, второй - с предпоследним и т.д., то есть по порядку следования диагональных клеток таблицы от правого верхнего угла вниз и влево;
  • во втором туре встречаются номер 1 с номером 2, а также пары, клетки которых расположены под предыдущей диагональю, кроме последнего номера, который встречается с тем участником, клетка которого выводит его на самого себя;
  • в третьем туре и далее пары определяются по двум диагоналям, расположенным каждый раз на клетку ниже диагоналей таблицы из предыдущего тура, а для последнего номера пара определяется также как и в предыдущем случае - по участнику, попадающему на самого себя по диагональному принципу.

1.2. Пример таблицы очередности 

1.2.1. Таблица цветов и очередности для восьми участников 

При семи или восьми участниках таблица выглядит так (первый в паре играет черными, а если номер соперника указан в скобках, то это означает пропуск тура при семи участниках):

1 тур2 тур3 тур4 тур5 тур6 тур7 тур

1 - (8)1 - 23 - 11 - 4 5 - 11 - 67 - 1

2 - 77 - 32 - (8)2 - 34 - 22 - 56 - 2

3 - 66 - 44 - 75 - 73 - (8)3 - 45 - 3

4 - 5(8) - 55 - 6(8) - 66 - 7(8) - 74 - (8)

1.3. Учет результатов 

1.3.1. Индивидуальные турниры 

В индивидуальных турнирах по круговой системе победа дает 1 очко, поражение - 0, ничья - 0,5. В случае равенства очков применяются следующие дополнительные критерии определения преимущества (в порядке приоритета):

  • коэффициент Бергера, т.е. сумма очков соперников, над которыми одержана победа, и половина суммы очков соперников, с которыми была достигнута ничья;
  • результат личной встречи;
  • другие дополнительные показатели в соответствии с Регламентом.

1.3.2. Командные турниры 

В командных турнирах со встречами в виде матчей по доскам командные очки начисляются: за победу в матче - 2 очка, при ничьей - 1, при поражении - 0. При равенстве командных очков дополнительными критериями являются:

  • сумма индивидуальных очков по всем доскам;
  • коэффициент Бергера по командным очкам;
  • результат в матче (матчах) претендентов на место между собой;
  • коэффициент Бергера по суммам индивидуальных очков команд;
  • лучший индивидуальный результат по доскам с приоритетом в порядке возрастания их номеров;
  • другие дополнительные показатели в соответствии с Регламентом.

2. Системы с выбыванием 

2.1. Олимпийская система 

2.1.1. Основная схема 

Олимпийская система наиболее предпочтительна для числа участников, являющегося степенью двух: 4, 8, 16, 32,... В этом случае на начальном этапе все находятся примерно в равных условиях и победитель оказывается выявленным достаточно объективно. Участники выписываются в столбик по номерам и на первом этапе играют: первый со вторым, третий с четвертым и т.д. Во второй этап выходят только победители первого этапа, а проигравшие выбывают из дальнешей борьбы за первое место. Для победителей первого этапа процедура повторяется и так продолжается до тех пор, пока не останется один игрок, выигравший все встречи.

2.1.2. Система с выбыванием после одного поражения 

Олимпийская система с выбыванием после одного поражения («плей-офф» или «нокаут-система») является самой распространенной схемой организации соревнований с выбыванием участников в процессе проведения в зависимости от успешности выступления. В этом случае проигравшие заканчивают выступление в турнире, а два наиболее успешных участника разыгрывают первое и второе места.

2.1.3. Система с выбыванием после нескольких поражений 

Возможно применение схем с выбыванием после нескольких поражений, как это делается в теннисе с помощью так называемых утешительных сеток. В этом случае также в каждый следующий тур ("раунд") основной сетки попадают только победители предыдущего раунда, но проигравшие не выбывают из турнира, а попадают в дополнительную утешительную сетку схемы в соответствии с Регламентом.

2.1.4. Пример схемы с определением всех мест 

При любом числе участников, являющихся степенью числа 2, можно определить все места по следующей схеме:

  • проигравшие в первом раунде остаются в турнире и борются за места во второй половине из всех возможных мест аналогично общей схеме;
  • проигравшие во втором раунде борются далее за места во второй четверти от числа всех возможных мест, а выигравшие и проигравшие из второй части (т.е. из проигравших в первом раунде) борются далее за места в третьей и четвертой четвертях соответственно;
  • весь турнир дробится на микротурниры аналогичным образом после каждого раунда, пока не останутся пары, разыгрывающие два соседних места.

2.1.5. Принцип рассеивания сильнейших 

Если турнир проводится без рассеивания, то участники получают стартовые номера по жеребьевке. Для более объективного определения сильнейших участники на старте могут рассеиваться по специальным правилам: два сильнейших получают первый и последний номера двоичной сетки соответственно, следующие два рассеиваемые игрока получают номера - один в начале второй половины, другой - в конце первой, и т.д., т.е. фавориты турнира рассеиваются по сетке таким образом, чтобы возможность встречи между собой лидеров отодвигалась как можно дальше по раундам. В итоге два фаворита, при правильном рассеивании, могут встретиться только в финальной встрече за первое место.

2.2. Системы с выбыванием без двоичных сеток 

2.2.1. Использование обычных систем уровней 

Все системы, не использующие сетки, основаны на проведении жеребьевок перед каждым туром среди всех участников, продолжающих выступление в турнире. В частности, можно пользоваться стандартными системами уровней (см. ниже раздел 4) с условием, что перед каждым туром из турнира удаляются все игроки, проигравшие заданное число партий.

2.2.2. Общая схема турнира с выбыванием 

Выбывание из турнира осуществляется при определенном (фиксированном) числе поражений. Пары соперников подбираются по возможности с одинаковым числом поражений (по уровням). При нечетном числе игроков в более высоком по числу побед уровне производится спуск игрока в следующий уровень (соперник, таким образом, поднимается на игрока верхнего уровня). Повторные спуски и подъемы нежелательны, но один спуск и один подъем компенсируются. Турнир заканчивается, когда число участников сократится до заданной величины, или после фиксированного числа туров. Итоговое распределение мест определяется по уровням, начиная с самого верхнего, в котором остаются игроки с наименьшим число поражений. Порядок мест для игроков из одного уровня определяется по дополнительным критериям в соответствии с Регламентом.

3. Схевенингенская система 

3.1. Схема туров 

3.1.1. Разбивка на группы 

Схевенингенская система изначально применялась для проведения матчей двух команд, возможно с разным количественным составом. Но ее можно рассматривать и как систему проведения турниров с разбивкой участников на две группы. В этом случае для обеспечения равного числа туров для всех участников турнира группы должны быть одинаковыми по числу игроков.

3.1.2. Общий принцип проведения 

Независимо от того, совпадают или нет группы по числу участников, все игроки одной группы должны сыграть ровно по одному разу со всеми игроками другой группы. Между собой игроки одной группы не встречаются.

3.2. Порядок встреч 

3.2.1. Число туров и правила образования пар 

Общее число туров определяется максимальным числом участников в группах. Все участники каждой из групп получают на старте турнира номера по жребию или в соответствии с Регламентом. Меньшая группа (или одна из равных групп по какому-либо выбору или Регламенту) считается первой группой, а другая - второй. Номера досок закрепляются за участниками первой группы в соответствии с их номерами. В первом туре играют между собой участники с одинаковыми номерами, в следующем туре номера соперников для игроков из первой группы определяюся путем сдвига номеров участников второй группы на 1, т.е. первый участник группы 1 играет со вторым участником группы 2, второй с третьим и т.д., с циклическим переходом к первому игроку второй группы при исчерпании списка игроков второй группы. Если вторая группа больше первой по составу, то в каждом туре в ней есть участники, пропускающие игру.

3.3. Условия зачета 

3.3.1. Матч двух команд 

В матче между двумя командами общее число индивидуальных встреч одинаково для обеих команд независимо от их количественного состава и равно произведению этих чисел. Результат матча определяется по числу побед: команда, выигравшая больше партий, побеждает в матче.

3.3.2. Турнир с зачетом по двум группам 

При проведении индивидуального турнира, когда группы образуются по квалификационным признакам, производится отдельное подведение итогов в каждой из групп. Условия зачета указываются в Регламенте.

4. Системы уровней с фиксированным числом туров 

4.1. Общее описание 

4.1.1. Принцип уровней 

Суть всех систем уровней заключается в разбиении игроков перед каждым туром на уровни в соответствии с набранными очками, с учетом стартовых очков, если таковые предусмотрены Регламентом. Сведение игроков в пары встречающихся соперников (жеребьевка) производится по уровням. Как правило игроки распределяются в уровнях по рангам (рейтингу), или в порядке, предусмотренном Регламентом, и пары образуются из игроков одного уровня. Системы уровней по объективности выявления сильнейших занимают промежуточное положение между круговой системой и системами с выбыванием.

4.1.2. Швейцарская система 

Швейцарская система была предложена первоначально для шахматных турниров при числе участников, значительно превосходящем число туров (оптимальным считается, когда число туров в 2-3 раза меньше числа игроков). В этой системе все участники сначала находятся в одном уровне (у всех одинаковое число очков). В дальнейшем число уровней после каждого тура может только возрастать.

4.1.3. Система Мак-Магона 

Система Мак-Магона была изобретена как обобщение швейцарской системы, когда уже на старте предполагается, что соперники распределены на несколько очковых уровней в соответствии с их квалификацией (рангами или рейтингами). Это равносильно тому, что несколько туров швейцарской системы уже сыграны и известно распределение по очкам. В остальном система Мак-Магона ничем не отличается от швейцарской, поэтому в дальнейшем будет рассматриваться только общий вариант системы уровней.

4.1.4. Начальное распределение по уровням 

Игроки получают стартовые очки, задающие распределение по уровням, в соответствии со своим рангом или рейтингом. Близкие по рангам (рейтингу) участники группируются в один уровень так, чтобы разброс по рангам не был слишком велик и исходы партий не были предрешены заранее. Шаг стартового распределения по уровням при достаточно полном наборе рангов может быть равен одной ступени квалификации (дан или кю - см. ниже *** ). При редкой шкале рангов шаг стартового распределения обычно выбирается больше одной ступени квалификации (порядок определения шага или всех стартовых уровней следует указывать в Регламенте, иначе разбивка на уровни делается по усмотрению судей).

4.2. Правила образования пар 

4.2.1. Классификация участников перед началом турнира 

Перед первым туром все участники каждого уровня классифицируются с учетом их ранга или рейтинга, или Регламентом может предусматриваться иной порядок классификации. В частности, возможна свободная жеребьевка в каждом стартовом уровне. При классификации по рангам (рейтингам) все участники размещаются в порядке их убывания. Участники, не имеющие официального рейтинга, получают ранги (рейтинги) по экспертной оценке Оргкомитета. Участники, имеющие одинаковые показатели, классифицируются по жребию. Порядковый номер стартовой классификации по всем уровням сверху вниз закрепляется за участником до конца турнира.

4.2.2. Общий принцип образования пар 

Перед очередным туром участники распределяются по уровням согласно набранным очкам, а внутри уровней располагаются в порядке возрастания стартовых номеров. Первый участник из верхней половины полученного списка уровня играет с первым участником из второй половины, второй из первой половины со вторым из второй половины и т.д. Если первый участник из верхней половины играл со всеми участниками нижней половины, то применяется следующая процедура:

  • расматривается в качестве соперника последний участник верхней половины;
  • если они уже встречались, то в качестве соперника берется предпоследний и так далее;
  • если все-таки для первого участника не удастся найти соперника в том же уровне, то он спускается в следующий уровень (к нему поднимается самый верхний из тех игроков, с которыми он еще не играл).

Когда соперник для первого участника уровня найден, эти два участника выводятся из списков уровней и процедура поиска соперника повторяется в том же порядке для первого из оставшихся участников уровня. Если в один из моментов окажется, что для первого из оставшихся участников уровня нет соперника в своем уровне, то последняя из образовавшихся пар разбивается, её участники возвращаются в списки и для верхнего участника списка подбирается другой соперник. При необходимости может быть разбита не одна, а несколько уже образованных пар, однако при этом необходимо стремиться к тому, чтобы количество разбиваемых пар было минимальным.

4.2.3. Переходы из уровня в уровень 

Образование пар начинается с верхнего очкового уровня. Если количество участников в каком-либо уровне нечетное, то последний участник опускается в следующий уровень и встречается с верхним участником этого уровня, который считается в таком случае поднявшимся. Если эти участники уже встречались между собой, то соперником участника из более верхнего уровня становится следующий участник и т.д. Если в более низком уровне нет участников, с которыми еще не встречался данный игрок, то опускается предпоследний участник более верхнего уровня и т.д. После образования пар для всех участников какого-либо уровня процедура повторяется для следующего уровня - с учетом выбывания из списка поднявшегося игрока, и т.д. Подъемы и спуски игроков фиксируются и взаимно погашаются (т.е. два спуска и один подъем эквивалентны одному спуску), а повторные спуски или повторные подъемы без взаимного погашения не допускаются, кроме лидеров и аутсайдеров, когда без этого невозможно образование пар из-за слишком малочисленного состава самого верхнего и самого нижнего уровней.

4.2.4. Порядок завершения жеребьевки 

Жеребьевка заканчивается определением пар в самом нижнем уровне. При нечетном числе игроков, выступающих в очередном туре, один из участников нижнего уровня остается без партнера и должен получить "плюс", т.е. очко без игры. Обычно это самый нижний участник, если только он уже не получал плюса ранее. Иначе плюс получает следующий снизу участник, еще не получавший плюса. Если ни при каких перестановках игроков в списке уровня не удается завершить жеребьевку без повторных встреч и двойных плюсов, то отменяется жеребьевка предыдущего уровня (кроме поднявшегося еще выше участника), оба нижних уровня объединяются в один с сохранением общего порядка следования игроков (сначала список верхнего уровня, затем нижнего), и жеребьевка проводится заново для такого расширенного уровня. Процедура может повторяться, пока не завершится образованием всех пар без нарушений.

4.3. Дополнительные условия проведения туров 

4.3.1. Порядок определения цветов 

Если Регламентом не предусматривается нигири в каждой партии, то судьям для каждого участника нужно стремиться обеспечивать чередование цветов, используя следующие правила:

  • цвет в первой паре каждого уровня для первого тура определяется жребием (нигири), и далее остальные партнеры из пар уровня получают цвета, чередующиеся для списков каждой из половин уровня;
  • белым цветом в паре играет тот участник, который в предыдущих турах сыграл меньшее количество партий белыми;
  • если это количество одинаковое, то белыми играет тот из участников, который последним играл партию черными;
  • если цвет, которым играли участники, совпадает во всех турах, то белыми играет участник, который стоит выше в классификации;
  • игрок не должен получать одинаковый цвет четыре раза подряд.
  • для игроков, не игравших партию вследствие опоздания или неявки партнера, а также получивших плюс по нечетности, эти несыгранные встречи не учитываются при определении цвета (а также при определении пар) в следующих турах.

4.3.2. Повторы и учет выбывших соперников 

Игрок, который получил очко без игры любым способом (остался без партнера или партнер не явился во время) не должен получать такой "плюс" дважды. Два игрока не должны встречаться в ходе турнира больше, чем один раз. Игроки, которые выбывают из турнира, не должны в дальнейшем участвовать в образовании пар. Игроки, о которых известно заранее, что они не смогут (не будут) играть в очередном туре согласно Регламенту, не участвуют в образовании пар и получают "минус" в пропускаемом туре, что эквивалентно поражению (0 очков).

4.3.3. Проведение жеребьевки 

Жеребьевка в турнире по системе уровней, как правило, должна проводиться с помощью компьютерной программы, утвержденной для использования в турнирах Президиумом. Настройки программы должны указываться в Регламенте. Допускается проведение жеребьевки вручную при помощи индивидуальных карточек участников и с соблюдением всех правил данного раздела.

4.3.4. Учет неоконченных партий 

Неоконченные партии, как правило, должны быть доиграны до жеребьевки следующего тура. Если партии откладываются повторно, то перед жеребьевкой они условно присуждаются судейской коллегией или Оргкомитетом, и жеребьевка проводится в соответствии с результатом этого присуждения. Если доигрывание дает иной результат присужденной партии, то этот факт отмечается как соответствующий "спуск" или "подъем", а новая жеребьевка проводится по фактическому числу очков.

4.3.5. Специальные уровни 

Регламентом может предусматриваться образование специальных уровней (например, супергруппа в турнирах по системе Мак-Магона) или других особых групп участников, для которых применяются дополнительные правила, отличные от используемых для основной массы участников.

4.4. Правила определения преимущества 

4.4.1. Коэффициент Бухгольца 

В турнирах по системе уровней места участников определяются по конечному очковому уровню. Главным критерием определения преимущества при равенстве очков является коэффициент Бухгольца, равный сумме очков всех соперников данного участника.

4.4.2. Другие критерии 

При равенстве очков и одинаковом коэффициенте Бухгольца возможно применение дополнительных критериев определения преимущества, описанных в разделе 8.

5. Сеансы одновременной игры 

5.1. Общие правила 

5.1.1. Стороны в сеансе 

Сенасом называется матч одной стороны (далее "сеансер") одновременно против нескольких участников, в том числе коллективов консультантов. Сеанс является частным случаем применения схевенингенской системы, когда одна группа состоит только из сеансера и все партии его матча против участников другой группы играются одновременно.

5.1.2. Условия проведения 

Доски, отдельная для каждого участника сеанса, располгаются по кругу или иным способом, удобным для их циклического обхода сеансером. Условия игры в каждой партии, включая контроль времени и размер гандикапа, определяются Регламентом. Могут предусматриваться и другие условия, в частности заочная форма организации, и тогда порядок проведения сеанса может быть отличным от описываемого в данном разделе.

5.1.3. Порядок совершения ходов 

Доски нумеруются по порядку и участники выставляют фору в соответствии с Регламентом. Сеанс начинается с того, что сеансер подходит к первой доске и партнеры приступают к игре в соответствии с Правилами игры. Сделав свой первый ход, сеансер переходит ко второй доске. Процедура начала игры повторяется на каждой из досок, пока сеансер не сделает свой первый ход на последней из них. Затем сеансер снова возвращается к первой к доске и далее вся процедура обхода досок и совершения ходов продолжается в том же порядке, причем участники сеанса делают свои очередные ходы в момент подхода сеансера к их доске.

5.1.4. Правила для участников 

Участники сеанса обязаны делать ходы только в момент присутствия за доской сеансера, по возможности без задержек, соблюдая Правила игры и порядок совершения ходов, предусмотренный ст.11 Кодекса. Участник обязан сделать ход в момент подхода к его доске сеансера, и может пропустить свою очередь игры (не делая паса) только с согласия соперника, если иное не предусмотрено Регламентом, и тогда сеансер переходит к следующей доске. Участник может сделать еще один или несколько ходов, пока сеансер не перешел к другой доске, видит совершаемый ход и согласен продолжить игру с данным участником.

5.1.5. Права сеансера 

Сеансер имеет право за один подход к доске делать не более одного хода, при условии что имеются и другие незавершенные партии. Сеансер может отменить свой последний ход, в том числе вернувшись к уже покинутой партии, пока он не сделал очередной ход на следующей доске или не перешел дальше (при пропуске хода соперником).

5.2. Другие особенности сеансов 

5.2.1. Учет времени 

Учет времени на обдумывание ходов в сеансе, если это предусмотрено Регламентом, производится с помощью турнирных часов или может вестись судьей по общему времени, отведенному на сеанс. В случае использования часов в каждой партии участники должны пускать часы сеансера только в его присутствии после совершения своего хода. Участник может остановить часы, выполнив ход на доске в отсутствии сеансера, и тогда часы снова пускаются участником только после того, как сеансер подошел к доске, участник показал ему свой последний ход и сеансер подтвердил правильность процедуры выполнения хода.

5.2.2. Учет результатов 

Обычно сеансы проводятся с учебной целью - когда уровень мастерства сеансера значительно выше, чем у участников. Но иногда сеанс является составной частью более сложного многоэтапного соревнования. Например, проводились соревнования детских шахматных школ, где за каждую команду выступали лучшие ученики во главе с гроссмейстером. Встречи между командами проходили в виде двойного сеанса: каждый из гроссмейстеров давал сеанс с часами группе учеников из команды соперников. В общий командный зачет шли победы гроссмейстера в сеансе, а также победы участников в сеансе против гроссмейстера из противоположной команды.

6. Коллективные соревнования 

6.1. Общие положения 

6.1.1. Состав сторон 

К коллективным соревнованиям относятся такие турниры, в которых в качестве участников выступают коллективы игроков. При этом все такие турниры, в зависимости от состава сторон в отдельных встречах и общей организации, могут быть:

  • командными, когда встречи коллективных участников организуются в виде матчей на заданном числе досок или по схевенингенской системе;
  • консультационными, парными или рэнго, когда встречи состоят из отдельных партий, сторонами в которых выступают коллективы игроков.

6.1.2. Представительство 

Каждый коллектив игроков (далее - команда) может иметь своего представителя (далее - капитан), который может быть и из состава команды. Капитан команды является ее руководителем и посредником между участниками своей команды и судейской коллегией, а также представляет общие интересы команды при разрешении спорных ситуаций и в переговорах с другими сторонами. Он отвечает за условия приема других команд при организации встреч в качестве хозяев и за дисциплину участников своей крманды. Капитан не имеет права вмешиваться в распоряжения судей и вести разговоры по поводу партий с участниками в ходе туров. Капитан информирует участников своей команды о Регламенте, обеспечивает правильное оформление заявки и своевременную явку команды на туры.

6.1.3. Системы проведения 

Системы проведения, используемые для командных турниров, те же, что и для индивидуальных соревнований. Специфические особенности некоторых Регламентов или условий зачета для коллективных турниров оговариваются в соответствующих местах данного Кодекса.

6.2. Командные турниры 

6.2.1. Особенности регламента 

При проведении командного турнира Регламентом должны быть предусмотрены:

  • количественный состав команд;
  • закрепление за игроками определенных досок;
  • наличие в командах запасных игроков, их количество, на каких досках они могут играть, происходит ли сдвижка по доскам основного состава и так далее.

6.2.2. Порядок размещения по доскам 

Список основных и запасных участников указывается в общей заявке на турнир в порядке их официальных рейтингов. Капитан команды должен, не позднее чем за 15 минут до начала тура, подать в судейскую коллегию заявку на тур с указанием конкретного состава по доскам. Если такая заявка не подана, то распределение участников по доскам осуществляется по общей заявке, поданной на турнир. Если доски не закреплены за участниками, то размещение (рассаживание) начинается точно в назначенное время и в порядке, предусмотренном заявкой (сначала основной состав, потом запасные). При этом оставлять доски для опаздывающих игроков запрещается, если есть запасные игроки и судьи не были извещены заранее через капитана о задержке игрока.

6.2.3. Условия проведения встреч 

Цвет для участников командных соревнований устанавливается по первой доске. Если участник, выступающий на первой доске, в соответствии с жеребьевкой играет черными, то остальные участники его команды на нечетных досках играют черными, а на четных досках - белыми. Выбор места встречи и обеспечение других условий проведения, если иное не оговорено в Регламенте, является обязанностью команды, участники которой играют на первой и всех нечетных досках черными (такая команда считается принимающей стороной).

6.2.4. Нарушения и санкции 

Только капитан (представитель) команды может направлять протесты в судейскую коллегию, причем обязательно в письменном виде. В командных турнирах, кроме предусмотренных разделом Кодекса "Правила соревнований", применяются следующие правила наказания за нарушения:

  • команда, выступающая в качестве принимающей стороны и не подготовившая своевременно помещение и инвентарь, должна быть наказана уменьшением контрольного времени во всех партиях на то время, которое потребовалось на устранение недостатков;
  • в случае опоздания обеих команд отсчет совместного времени опоздания прекращается в момент, когда судья фиксирует готовность одной из них;
  • если выявляется, что в команде играли незаявленные или незаконно включенные в заявку участники, то их партии считаются проигранными независимо от фактического результата;
  • Регламентом могут предусматриваться штрафные очки за каждого неправильно заявленного участника;
  • опоздание игрока на тур более установленного Регламентом или Кодексом времени означает его неявку на тур и соответствующее сокращение явишегося состава команды;
  • при явке на тур в количестве менее 2/3 от основного состава команде засчитывается техническое поражение как за неявку на матч, а при повторных неявках она снимается с соревнования и все результаты сыгранных ею матчей аннулируются, если Регламентом не предусматривается иное;
  • если команда выбывает из соревнования или не явилась на последний тур, то судейская коллегия решает, засчитать ей поражение или аннулировать все ее матчи, исходя из того что в наименьшей степени повлияет на конечные результаты победителей соревнования.

6.2.5. Условия зачета 

Результаты встреч команд, их итоговые места и другие условия зачета, если иное не оговорено в Регламенте, определяются следующим образом:

  • победа в матче присуждается при выигрыше более половины всех партий и оценивается в 2 очка;
  • ничья в матче присуждается при равном числе побед и поражений и оценивается в 1 очко;
  • поражение в матче присуждается в остальных случаях и не приносит командных очков;
  • при присуждении судьями технического поражения команде за какое-либо нарушение она считается проигравшей все партии;
  • число побед в партиях матча учитывается при вычислении дополнительных критериев определения преимущества;
  • командный зачет в турнире осуществляется на основе набранных командных очков во всех матчах и дополнительных критериев, предусмотренных системой проведения или Регламентом;
  • для личнo-кoмaндныx copeвнoвaний личный зачет проводится строго по доскам и Регламентом уcтaнaвливaeтcя минимальный предел cыгpaнныx учacтникoм пapтий, который дает ему пpaвo учacтвовать в личнoм зaчeтe.

6.3. Правила проведения коллективных партий 

6.3.1. Коллективные партии 

Данный вид партий характеризуются тем, что в состав каждой из сторон входят несколько игроков, а в остальном коллективные партии ничем не отличаются от обычных, не считая некоторых ограничений на общение и в правилах выполнения ходов. В консультационных партиях игроки каждой из сторон называются консультантами и могут советоваться между собой во время игры, а ходы делает один из них (капитан). Партия в парном го играется между смешанными парами, состоящими из мужчины и женщины. Рэнго отличается от парного го только количеством игроков в командах и их произвольным составом, поэтому в дальнейшем будут описываться только правила для рэнго партий.

6.3.2. Размещение партнеров 

Все игроки одной стороны в рэнго называются партнерами. Партнеры одной из сторон садятся рядом друг с другом, лицом к лицу к противоположной стороне через гобан. В парном го мужчина садится напротив мужчины, а женщина напротив женщины.

6.3.3. Начало игры и порядок ходов 

В партиях без форы или при форе в один камень первый номер черных (или женщина в парном го) начинает партию, следующий ход делает первый номер белых (или женщина в парном го). В партиях на форе от двух камней и выше игра начинается с выставления форовых камней и это считается ходом черных аналогично предыдущему случаю. В дальнейшем игроки делают ходы в той последовательности, в какой они сидят за гобаном, например для парного го: первый ход делает женщина, играющая черными, следующий ход делает женщина, играющая белыми, затем мужчина, играющий черными, и потом мужчина, играющий белыми. Такой цикл называется правильной очередностью. Игроки всегда должны соблюдать правильную очередность.

6.3.4. Ограничение общения 

В рэнго и парном го в течение партии партнеры не должны общаться, давать советы или обмениваться иной информацией, используя речь, жесты или другие средства, кроме самих ходов. Разговор между партнерами возможен лишь для уточнения очередности ходов или совещания о сдаче, которое проходит строго по следующей схеме: игрок, чья очередь хода, может спросить своих партнеров о согласии сдаться и получить от каждого только один ответ - да или нет.

6.3.5. Процедура сдачи партии 

Сдача от имени одной из сторон в рэнго объявляется любым игроком при своей очереди хода и не может быть отменена его партнерами. Сдача партии от имени консультантов делается капитаном.

6.3.6. Ошибки очередности 

Если один из партнеров в рэнго или парном го совершил ход не в свою очередь, то такая ошибка очередности рассматривается в соответствии со следующим регламентом:

  • об ошибке очередности может быть заявлено только сразу после хода, нарушившего очередность;
  • если объявленная ошибка очередности была преднамеренной, партия немедленно заканчивается поражением стороны, допустившей ошибку;
  • если объявленная ошибка очередности была непреднамеренной, то выявляется партнер, совершивший предыдущий ход;
  • если предыдущий ход был сделан в правильной очередности, то партия продолжается с зачетом штрафа в 3 очка стороне, допустившей ошибку очередности;
  • если предыдущий ход был совершен с нарушением очередности, то партия продолжается без какого-либо штрафа сторонам.

6.3.7. Восстановление правильной очередности 

В случае любых ошибок очередности ни один ход не может быть взят назад или перемещен.

Последние ходы рассматриваются, как если бы они были сделаны игроками сторон в правильной очередности, и далее партия продолжается в соответствии с этим. Когда бы ни была замечена ошибка очередности, следующий ход должен совершаться игроком при правильной очередности и любое отклонение от этого правила рассматривается как новая ошибка очередности.

7. Турниры со специальными регламентами 

7.1. Форовые турниры 

7.1.1. Принцип гандикапа 

Форовые турниры проводятся по общим системам проведения турниров на равных, или по специальным форовым системам проведения, на основе применения принципа гандикапа, который предполагает выравнивание шансов сторон с разной квалификацией за счет предоставления более слабой стороне форы в камнях, выставляемых этой стороной перед началом партии, и/или очках, учитываемых при определении результата форовой партии.

7.1.2. Ранжирование игроков 

Для определения гандикапа в форовых турнирах используется классификация участников по рангам или рейтингам (ранжирование). Традиционный принцип гандикапа предполагает задание всем участникам рангов (данов или кю) исходя из того, что увеличение форы на один камень соответствует увеличению разницы в силе игры на один ранг. При этом предполагается, что равные по рангам игроки имеют равные шансы на победу в партии на равных (т.е. без гандикапа и с коми, получаемым белыми в виде компенсации за право первого хода черных). Размер коми в партиях на равных указывается в Регламенте. Для участников, имеющих официальный рейтинг РФГ или ЕГФ, ранги устанавливаются в соответствии с официальными шкалами соответствия рангов и рейтингов. Для участников, не имеющих рейтинга, ранги устанавливаются Оргкомитетом или судейской коллегией на основании экспертных оценок.

7.1.3. Порядок определения форы и начальная расстановка 

Порядок определения форы в отдельных партиях определяется Регламентом и может зависеть от соотношения рангов или рейтингов. Если не оговорено специально, то фора принимается равной разнице рангов, или определяется как округленная разница рейтингов, деленная на шаг шкалы рейтинга, соответствующий средней разнице рангов в один дан. Регламентом форового турнира может предусматриваться фора в камнях или в очках, или сочетание обеих форм гандикапа. Получение форы в один камень означает игру черными без коми. Если Регламент не предусматривает произвольный порядок выставления форовых камней, то следует руководствоваться следующими правилами:

  • при форе в два камня занимаются ближний левый и дальний правый форовые пункты в углах доски, называемые "хоси" (пп. 4-4 и 16-16);
  • при форе в три камня занимается дополнительно ближний правый форовый пункт 16-4 (при игре по китайским правилам, если не предусмотрена свободная расстановка форовых камней, третий камень выставляется на центральный пункт 10-10, называемый "тэнгэн");
  • при форе в четыре камня занимаются все угловые форовые пункты (4-4, 4-16, 16-16, 16-4);
  • при форе в пять камней, дополнительно к хоси в углах, занимается центральный пункт тэнгэн;
  • при форе в шесть камней дополнительно к хоси в углах занимаются два форовых пункта на левой и правой сторонах (тоже хоси, пп. 4-16 и 16-4);
  • при форе в семь камней дополнительно к хоси в углах и на боковых сторонах занимается центральный пункт тэнгэн;
  • при форе в восемь камней занимаются все пункты хоси в углах и на сторонах (4-4, 4-16, 16-16, 16-4, 4-10, 16-10, 10-16, 10-4);
  • при форе в девять камней к восьми выставленным на хоси добавляется камень в тэнгэн.

7.1.4. Общие принципы проведения форовых турниров 

Проведение форовых турниров на основе обычных систем практически не отличается от случая игры без форы, за исключением особенностей учета форы и результатов партий в таблице и при формировании групп (уровней) при очередных жеребьевках туров. Эти особенности описываются в данном разделе, а также отражаются в Регламенте. Если форовый турнир наряду с популяризацией и повышением мастерства имеет также и спортивные цели, то применяют специальные форово-спортивные системы, как правило двухэтапные. В них на первом (отборочном) этапе почти все партии играются с форой и это неравенство сторон учитывается специальными очками компенсации (см. ниже описание конкретных форовых схем). На втором этапе все партии между финалистами играются на равных по одной из обычных систем. Наиболее часто для финального этапа (финала) используется олимпийская система.

7.1.5. Система ФОРС 

Форово-спортивная система ("ФОРС") основана на специальном очковом зачете результатов партий с гандикапом. Система применяется в турнирах со спортивными целями, в том числе для выявления сильнейших игроков, когда разброс по рангам (рейтингам) среди игроков велик, а фиксированное число туров значительно меньше числа участников. Рекомендуется применять систему ФОРС как отборочный этап для определения финалистов двухэтапных схем, в том числе в рамках одного турнира, и ниже описывается именно такой вариант:

  • перед стартом отборочного этапа турнира все игроки получают начальные зачетные очки в соответствии с Регламентом и с учетом ранга (рейтинга);
  • игроки перед каждым туром отборочного этапа разбиваются на уровни в зависимости от набранных зачетных очков по количественному распределению, задаваемому по условиям Регламента;
  • образование пар встречающихся игроков в каждом туре осуществляется путем стыковки участников из более высокого уровня с игроками следующего уровня в порядке их распределения в уровнях по зачетным очкам и без повторных встреч;
  • фора в каждой паре определяется на основании разницы рейтингов, возможно с уменьшением, если это предусмотрено Регламентом, и не может превышать 9 камней;
  • в каждой партии разыгрывается 30 очков;
  • если партия играется на равных, то победа дает 20 очков, а поражение - 10;
  • при форе в К камней дающий фору получает при победе 20+К очков, при поражении - 10+К, получающий фору соотвественно 20-К и 10-К;
  • после завершения тура все игроки расставляются в порядке набранных очков (за все туры с учетом стартовых), а при равенстве очков применяются дополнительные показатели (см. п.7.1.8);
  • в финал выходит оговоренное Регламентом число игроков, занявших более высокие места на отборочном этапе;
  • финал проводится по одной из обычных систем с игрой на равных и фиксированным числом туров (обычно не более, чем на этапе отбора), при этом не учитывается то, что игроки могли уже встречаться до финала;
  • участники, не попавшие в финал, продолжают играть по схеме отборочного этапа такое же число туров, как и финалисты, с распределением всех остальных мест;
  • если это предусмотрено Регламентом, то финалисты, выбывающие из борьбы за первые места, присоединются к остальным с зачетом фактических результатов за сыгранные партии в соответствии с общим правилом начисления очков.

7.1.6. Система ФУРС 

Форово-уровневая система ("ФУРС") похожа на ФОРС по общей схеме стыковок (пары не в одном уровне, а из соседних), но отличается определением уровней и начислением бонусных очков за победы. В зависимости от количества участников и состава сильнейших (четверка, восьмерка или больше в зависимости от плотности состава по рейтингу) игроки на старте разбиваются на уровни:

  • в первый уровень включаются лидеры по рейтингу с таким расчетом, чтобы в нее попали все потенциальные претенденты на призовые места;
  • во второй уровень включаются игроки со средней разницей от первого в 2-3 разряда или больше, в равном с уровнем 1 числе или шире, в зависимости от состава участников и плотности по рейтингу;
  • в более низкие уровни включаются игроки с таким расчетом, чтобы ширина уровней не сокращалась;
  • первая граница уровней желательна вблизи 1 дана;
  • вторая - в районе 3-6 кю;
  • третья около 7-11 кю и т.д.

При указанной ширине уровней вероятность победы на равных более сильного в средней паре игроков из соседних уровней примерно равна 70-75%, или может быть немного выше вверху таблицы. Игры на отборочном этапе проводятся на форе, затем 4 или 8 игроков попадают в этап плей-офф с игрой на равных. Фора берется как часть разницы стартовых рейтингов с добавлением разницы текущих уровней (детали оговариваются в Регламенте) и стыкуются игроки только из разных уровней (обычно соседних), аналогично системе ФОРС с распределением игроков в уровнях в первом туре - по рейтингу, далее по набранным суммарно по всем турам бонусным очкам за фору и дополнительным показателям:

  • в партиях на равных бонусные очки начисляются по 2 очка за победу;
  • при форе 1 камень дающий фору за победу получает 3 очка;
  • при форе 2 и больше дающий фору за победу получает 4 очка;
  • получающий фору имеет за победу только 1 очко;
  • проигрыш партии не дает очков;
  • первый уровень вверх не поднимается и не опускается независимо от результатов - с момента вхождения игрока в данный уровень;
  • игрок второго уровня переходит в первый при победе над игроком из первого уровня, а при поражениях всегда сохранаяет свой уровень;
  • игроки остальных уровней кроме последнего поднимаются при победах над старшими по уровню и спускаются при поражениях во встречах с младшими;
  • игроки самого нижнего уровня не понижаются, а при выигрыше всегда поднимаются;
  • при пропуске тура игрок сохраняет уровень, получая 2 бонусных очка при технической победе из-за неявки соперника или по нечетности;
  • распределение мест (в том числе итоговое и при выходе в финал) определяется по занимаемому уровню и бонусным очкам, а при равенстве очков учитывается число побед и стартовый рейтинг;
  • выбывание из плэй-офф регулируется по аналогии с ФОРС, при этом игроки сохраняют тот уровень, который был перед выходом в финал.

7.1.7. Система ГАММА 

Схема ГАММА (от словосочетания "гандикапный Мак-МАгон") относится к спортивно-форовым системам проведения. Она предельно близка к бесфоровой системе Мак-Магона. Фора применяется при отсутствии подходящего партнера для игры на равных; она улучшает баланс шансов и уменьшает порчу коэффициента Бухгольца. Основные правила системы:

  • в начале турнира участникам устанавливаются стартовые уровни (турнирные очки), равные ступеням рейтингов, а для старшей группы (самый верхний уровень) - равные наинизшей ступени рейтинга в группе;
  • участники перед каждым туром ранжируются по уровням, а внутри уровней - по рейтингу;
  • несколько верхних уровней считаются старшими, общее число игроков в них должно быть не меньше, чем в стартовой старшей группе;
  • пары составляются последовательно, начиная от лидеров;
  • фора в каждой партии равна разности уровней партнеров, но при вычислении форы все старшие уровни предполагаются равными наименьшему из них;
  • после выигрыша игрок поднимается на один уровень, а после поражения остается на прежнем уровне;
  • места определяются по набранным турнирным очкам;
  • в качестве дополнительного показателя используется коэффициент Бухгольца с форовой поправкой, равной сумме всех гандикапов в партиях игрока с учетом знака;
  • если участник не играл в туре по любой причине, тогда вклад этого тура в коэффициент Бухгольца участника равен уровню участника перед туром, а при вычислении чужих коэффициентов прибавляется пол-очка за каждый отказ участника от тура и отнимается пол-очка за техническую победу.

7.1.8. Рекомендации по проведению форовых турниров 

Особенностью проведения форовых турниров по обычным схемам для игры на равных является то, что практически невозможно объективное выявление сильнейших. В форово-спортивных турнирах, даже без финального этапа, при достаточном числе туров наблюдается сходимость результатов по занятым местам к обычным турнирам на равных, при условии соблюдения рекомендаций, приводимых ниже:

  • в системе ФОРС стартовые очки должны начисляться с соблюдением "условия справедливости", когда шаг стартовых очков в расчете на один ранг для игроков около 1 кю равен или несколько больше удвоенного числа туров отборочного этапа и уменьшается к 10-20 кю примерно вдвое;
  • в системе ФОРС должен соблюдаться приоритет по очкам, победам и стартовому рейтингу;
  • в системе ФУРС должен соблюдаться приоритет по уровням, очкам, победам и стартовому рейтингу;
  • желательно не допускать условий, при которых возможна большая неравномерность по форе, которую дают лидеры (например, слишком узкие уровни при большой неравномерности по рангам);
  • число игроков в верхних уровнях системы ФОРС должно быть не меньше числа туров на старте турнира (но и не следут делать их много больше) и сокращаться на единицу после каждого тура;
  • в случае необходимости для целей корректной стыковки без повторных встреч уровни в форовых турнирах могут объединяться, или отдельные игроки из них могут перемещаться в соседний уровень;
  • в последнем (заключительном) туре общей схемы (т.е. кроме финалистов) рекомендуется сводить соседей по таблице;
  • желательно приближать численный состав уровней в системе ФУРС к четвёркам или восьмёркам и т.д., т.е. к степеням двойки.

7.2. Заочные турниры 

7.2.1. Общий порядок проведения 

Заочные турниры проводятся без обязательного присутствия соперников за реальным гобаном с передачей ходов друг другу с помощью различных средств связи (почта, телефон, Интернет и т.п.). В заочных турнирах также следует руководствоваться Кодексом, но только в той части правил, которые применимы в условиях отсутствия визуального контроля процесса игры и не противоречат данным правилам. Все специфические особенности, учитывающие конкретный вид связи и используемое оборудование и не отраженные ниже, указываются в Регламенте. Партии в заочных турнирах проводятся:

  • в пошаговом режиме, когда при каждом контакте между партнерами (при почтовом или ином отправлении, сеансе связи по телефону и т.п.) осуществляется передача только одного хода (или предлагаемого варианта, если это предусмотрено Регламентом);
  • в режиме реального времени ("онлайн"), когда передача ходов происходит преимущественно при непрерывном контакте между партнерами вплоть до полного завершения партии, а перерывы делаются только при особых обстоятельствах.

7.2.2. Учет времени в заочных турнирах 

При пошаговом режиме контроль времени на обдумывание ходов осуществляется суммарно без учета реального времени, используемого сторонами непосредственно на игру. Обычно в этом случае контроль измеряется днями или часами. При онлайновом режиме контроль времени аналогичен очным турнирам, но с использованием специального оборудования (Интернет). В некоторых случая можно применять и обычные турнирные часы (связь по телефону).

7.2.3. Проведение заочных турниров в Интернете 

При составлении Положения следует учитывать специфику Интернета, требования выбранного игрового сервера, включая пошаговый или онлайновый режимы совершения ходов, часовые пояса и пр. Кроме того, Регламент должен предусматривать:

  • правила учета прерываний связи со стороны участников;
  • порядок доигрывания при прерываниях связи со стороны сервера;
  • порядок подачи и рассмотрения протестов;
  • возможность контроля за нечестными способами ведения игры;
  • возможность идентификации участников.

7.3. Турниры с сокращенным контролем времени 

7.3.1. Общие принципы проведения 

Сокращенный контроль времени означает одну из категорий регламента - "быстрое го" или "блиц" (см. п.6.8 Правил соревнований). Проведение турниров категории "быстрое го", если используется бё-ёми, ничем не отличается от проведения турниров категории "обычное го", за исключением того, что записывать партии не обязательно. Проведение любых турниров с сокращенным контролем и регламентом "абсолют" осуществляется с использованием дополнительных правил, описываемых в следующем пункте.

7.3.2. Правила для турниров с сокращенным контролем 

Блицтурниры, т.е. когда каждому игроку на партию дается не более 20 минут, а также турниры категории "быстрое го", рекомендуется проводить с регламентом "абсолют". В этом случае игра должна быть закончена до истечения основного контроля и проводится по правилам основной части Кодекса, но со следующими изменениями и дополнениями:

  • игроки не обязаны записывать партии;
  • игроки могут заявлять протест по поводу неправильной форы, неправильного количества камней в чаше, расположения доски, показаний часов только до того, как на доску выставлены три камня белых;
  • заявление о выигрыше ввиду просрочки времени партнером принимается после остановки часов и приглашения судьи, но только при отсутствии просрочки у самого заявителя;
  • если судья фиксирует падение обоих флажков, то партия считается проигранной каждой из сторон;
  • если игрок полностью завершил невозможный ход (пущены часы партнера), то он проигрывает партию, при условии что партнер заявил о нарушении до того, как сам сделал ход;
  • нарушение позиции по вине любой из сторон, создавшее трудности при ее восстановлении, наказывается поражением;
  • просрочка времени не фиксируется и игровая стадия партии считается закончившейся, если не осталось ходов, приносящих очки, за исключением ко-глаз, являющихся пунктами тэирэ;
  • Запрещается делать ходы, которые не угрожают чем-то, а только играются на падение флажка соперника (игрок может остановить часы и обратиться за помощью к судье, который имеет право наказать нарушителя в соответствии со ст.17 Кодекса).

8. Правила применения дополнительных показателей 

8.1. Исходные условия применения дополнительных показателей 

8.1.1. Равенство главного показателя 

В каждом турнире, в зависимости от системы проведения и типа турнира (командные. личные, форовые и т.п.), имеется главный показатель, по которму определяются места в турнире. В личных круговых турнирах это число побед во всех партиях, в командных - число командных очков, в форовой системе ФОРС - зачетные очки системы и т.д. При ограниченном числе туров и большом количестве участников очень часто возникает ситуация, когда в конце турнира главный показатель совпадает у нескольких претендентов на призовые места. В этом случае для более точной расстановки участников по местам применяются дополнительные показатели, такие как кэффициенты Бухгольца или Бергера, сумма строки, стартовый рейтинг и т.п.

8.1.2. Условия дележа одного места 

В итоговой таблице участники турнира могут занять одинаковые (равные) места, если главный показатель у них совпадает, а дополнительные показатели не используются или не позволили определить очерёдность мест. При этом применяются следующие принципы:

  • участники занимают одинаковое (равное) место в турнире, которое на единицу больше, чем место, занимаемое ближайшим вышестоящим участником;
  • каждый из равных игроков получает титул (звание), соответствующий занятому месту;
  • между ними делится поровну общая сумма призового фонда, предназначенная для всех мест, какие они бы заняли при поочередном распределении по местам;
  • другие делимые призы, например, накопительные очки в серии турниров, также распределяются поровну;
  • неделимые призы, такие как места посева (отбора), авиабилеты и пр., распределятся по дополнительным показателям, даже если участники разделили место, звание, делимые призы.

8.2. Дополнительные показатели на основе собственных результатов 

8.2.1. Личные встречи 

Если все игроки, имеющие равный главный показатель, встречались другом с другом, то можно рассматривать сумму очков, набранных в этих личных встречах.

8.2.2. Число выигранных партий 

В турнирах, где в главный показатель не включается явно число побед, можно расматривать это число в качестве дополнительного показателя.

8.2.3. Сумма строки 

Под суммой строки понимается сумма по всем турам главного показателя игрока, т.е. например, сумма тех зачетных очков (побед), которые имел игрок после каждого тура ("коэффициент прогресса").

8.3. Дополнительные показатели на основе результатов соперников 

8.3.1. Коэффициенты Бухгольца 

Коэффициент Бухгольца - это сумма очков (главного показателя) каждого из соперников игрока (обозначается в таблицах "SOS"). Суммарный коэффициент Бухгольца - это сумма коэффициентов Бухгольца соперников ("SOSOS"). Есть еще две реже используемые разновидности коэффициентов Бухгольца:

  • сумма очков соперников без учёта одного худшего результата ("SOS-1");
  • сумма очков соперников без учёта двух худших результатов ("SOS-2").

8.3.2. Коэффициент Бергера 

Коэффициент Бергера для личных турниров - это сумма числа очков (главного показателя), набранных соперниками, у которых игрок выиграл ("SODOS").

8.3.3. Учет несыгранных партий 

Если участник не играет в текущем туре (по причине нечётности или неявки соперника) в его коэффициентах SOS, SOS-1, SOS-2 в качестве набранных вероятным соперником учитываются (используется только один из вариантов):

  • стартовые очки участника;
  • очки участника перед туром;
  • наименьшее число очков, набранных в турнире участниками уровня, в котором находился данный участник перед туром;
  • среднее число очков, набранных участниками уровня, в котором находился данный участник перед туром.

8.4. Дополнительные показатели на основе рейтинга 

8.4.1. Средний рейтинг соперников 

Средний рейтинг соперников — это сумма рейтингов соперников, деленная на число туров.

8.4.1. Стартовый рейтинг 

Стартовый рейтинг участника (т.е. его официальный или экспертный рейтинг непосредственно перед турниром) может использоваться в качестве одного из дополнительных показателей.

8.5. Применение системы дополнительных показателей в различных типах турниров 

8.5.1. Выбор системы дополнительных показателей 

Выбор системы дополнительных показателей, которая будет применена в турнире, должен быть сделан заранее с учетом типа турнира (система уровней, круговая система, командные соревнования и т.д.) и особенностей ожидаемого в турнире индивидуального состава игроков. Например, применение дополнительных показателей, использующих рейтинги игроков, является сомнительным в турнирах, где рейтинги недостоверны, не известны или сильно различаются между собой. Рекомендуется использовать комбинацию показателей из групп, описанных выше в разделах 8.2 - 8.4.

8.5.2. Дополнительные показатели для личных турниров по круговой системе 

В личных турнирах по круговой системе рекомендуется использовать следующие показатели:

  • личная встреча;
  • коэффициент Бергера.

8.5.3. Дополнительные показатели для командных турниров по круговой системе 

В командных соревнованиях по круговой системе рекомендуется использовать следующие показатели::

  • очки за партии;
  • результат матча (матчей) между сравниваемыми участниками;
  • коэффициент Бергера по командным очкам;
  • коэффициент Бергера по очкам за партии;
  • лучшие индивидуальные результаты по доскам.

8.5.4. Дополнительные показатели для личных турниров по уровневым системам 

В личных турнирах по уровневым системам рекомендуется использовать следующие показатели:

  • коэффициент Бухгольца (SOS);
  • коэффициент Бергера (SODOS);
  • сумма строки (SOSOS);
  • личная встреча;
  • число побед.

8.5.5. Дополнительные показатели для командых турниров по уровневым системам 

В командных соревнованиях по уровневым системам рекомендуется использовать следующие показатели:

  • очки за партии;
  • результат матча (матчей) между сравниваемыми участниками;
  • коэффициент Бухгольца по командным очкам;
  • коэффициент Бергера по командным очкам;
  • число командных побед.

8.5.6. Дополнительные показатели для форовых турниров 

В дополнение к уже описанным в форовых турнирах может использоваться в качестве дополнительного показателя суммарная фора, даваемая участником во всех партиях (с учетом знака). Если победы в отдельных партиях не входят непосредственно в главный показатель, то число побед также может использоваться в качестве дополнительного показателя.

8.5.7. Общие рекомендации 

Конкретный выбор системы дополнительных показателей оставляется на усмотрение Оргкомитета и должен прописываться в Регламенте. Порядок применения показателей из одной группы не является жестко закрепленным, но только рекомендуемым. При использовании для жеребьевок компьютерной программы в ней должны быть предусмотрены настройки, позволяющие фиксировать систему и порядок применения дополнительных показателей, указанные в Регламенте. В случае применения дополнительных показателей для ранжировки участников в целях жеребьевки очередного тура в качестве последнего из возможных показателей может использоваться ранжировка по жребию. В случае применения особых турнирных схем возможно наличие дополнительного критерия, более значимого, чем жребий, если он соответствует турнирной системе и подробно описан.

9. Общие вопросы обеспечения турниров 

9.1. Требования к игровому инвентарю 

9.1.1. Стандартная доска 

В стандартный игровой комплект го входит доска с нанесенной на нее прямоугольной сеткой линий с размерами игрового поля 19х19 (иногда используются доски меньших размеров - 13х13, 9х9 - при обучении или в особых случаях). Доска изготавливается из дерева или любого другого подходящего материала и называется гобаном. Поверхность гобана должна быть ровной и однотонной, желтоватого, бежевого или коричневого цветов, возможно с рисунком древесной фактуры. Стандартный гобан 19х19 имеет размеры 460х430 мм. Линии наносятся через равные интервалы так, чтобы концы их оказывались на крайних линиях другого направления. Расстояние между продольными линиями около 22.5 мм, а между поперечными - 23.5 мм. Линии должны быть четкими и иметь толщину не более 1 мм. Часть пунктов помечается точками диаметром не более 3 мм для удобства ориентировки и выставления форовых камней (см. п.7.1.3).

9.1.2. Камни и чаши 

Камни изготавливаются из твердого материала с высокой плотностью (камень, стекло, керамика, фаянс или фарфор, раковины моллюсков, пластик и т.п.), обычно черного и белого цветов, возможно с оттенками или разводами - в зависимости от материала. В стандартный комплект входят 181 черный (темного цвета) и 180 белых (светлого цвета) камней. При меньшем размере игрового поля в комплект входит соответственно и меньшее число камней. Камни имеют форму двояковыпуклого диска, диаметр которого не должен быть больше минимального расстояния между пунктами. При игре на стандартной доске диаметр камней равен примерно 21-22 мм. Во время игры камни хранятся в специальных чашах или коробках, пленники складываются в крышки от чаш (коробок).

9.1.3. Турнирные часы 

Турнирные часы должны быть исправны, удобны в обращении и с четкими обозначениями на циферблатах или цифровых индикаторах. На механических часах флажки должны работать правильно: не подниматься ранее 58 минуты и сразу же падать, не задерживаясь и не заедая, как только минутная стрелка пройдет через отметку в 60 минут. Стрелка не должна проскакивать мимо флажка, а флажок не должен падать раньше времени. Электронные часы должны иметь регулировочные устройства для установки любых контрольных интервалов времени, а также для настройки и автоматического контроля бё-ёми с соответствующей индикацией, включая звуковую (для предупреждения игрока на последних секундах). Часы должны иметь нормальный ход - не спешить и не отставать более чем на 1 мин. в сутки.

9.1.4. Запасной инвентарь 

Для проведения турнира Оркомитету рекомендуется иметь один запасной комплект оборудования на каждые 10 участников и дополнительно хотя бы еще одни резервные турнирные часы.

9.2. Ранжирование игроков на основе рейтинга 

9.2.1. Рейтинг-система 

Ранжирование игроков в той или иной системе поведения турниров часто поизводится на основе рейтинга. Рейтинг участника - это индивидуальный рейтинг-коэффициент, присваевыемый игрокам в рейтинг-системе, принятой в РФГ или ЕГФ. Рейтинг-система (РС) - это совокупность методов статистического определения уровня мастерства игроков на основе обработки показываемых ими результатов в турнирах. Рейтинг-система РФГ разрабатывается Комиссией по правилам и рейтингу при Президиуме РФГ, действующей на основании утвержденного Президиумом положения. Главные принципы, закладываемые в рейтинг-систему РФГ:

  • рейтинг игрока повышается при его результатах в турнире, превышающих ожидаемые (вероятностный прогноз выступления), и понижается в противном случае;
  • рейтинг аномальных игроков (т.е. показывающих результаты, значительно превышающие вероятностный прогноз) корректируется путем увеличения его стартового рейтинга в турнире в соответствии с показанным результатом;
  • рейтинг новых игроков, т.е. не участвовавших ранее в турнирах под эгидой РФГ, устанавливается исходя из реально показанного результата или по экспертной оценке (ЭО);
  • рейтинг игроков, не включаемых в РС, определяется по другим рейтинг-системам или на основе ЭО;
  • теоретической основой РС РФГ является базовый принцип, состоящий в том, что рейтинг игрока изменяется пропорционально превышению показанного результата над вероятностным прогнозом с учетом знака (принцип Эло) и с коэффициентом пропорциональности, индивидуальным для каждого игрока (принцип Гликмана).

9.2.2. Связь рейтинга с ЕВСК 

Единая Всероссийская Спортивная Классификация (ЕВСК) по виду спорта "Го" представляет собой совокупность условий и требований по присвоению игрокам разрядов и спортивных званий на основе результатов выступления в турнирах и достижения ими определенного уровня мастерства, оцениваемого их индивидуальным рейтинг-коэффициентом.

Партнёры и спонсоры
World Pair Go AssociationПолиметалл
© 2013-2024 Российская федерация Го