ПРИЛОЖЕНИЯ. Часть I. БАЗОВЫЕ СИСТЕМЫ ПРАВИЛ

Данный вариант Приложений является рабочим и все игроки Го могут присылать свои замечания и пожелания в Комиссию по правилам и рейтингу. Планируется также написать ч. III Приложений, где будет собрана и обобщена различная полезная информация в виде рекомендаций: для игроков - по участию в турнирах и поведению в отдельных партиях, для судей и организаторов - по практическому проведению турниров, а также прецеденты судейских казусов, примеры разрешения конфликтов, трактовка правил и т.п.

Содержание

1. Общие положения

1.1. Этикет игры го

1.1.1. Преамбула
1.1.2. Суть этикета
1.1.3. Приветствие перед партией
1.1.4. Нигири
1.1.5. Вежливое завершение партии
1.1.6. Стиль поведения во время партии
1.1.7. Общение партнеров
1.1.8. Поведение зрителей

1.2. Обозначения и определения

1.2.1. Координаты на доске
1.2.2. Соединенные камни и пункты
1.2.3. Регионы и цепи
1.2.4. Дамэ, глаза и дыхательные пункты
1.2.5. Группы
1.2.6. Сэки
1.2.7. Пункты тэирэ

2. Японский вариант правил

2.1 Трактовка японской традиции Кодексом

2.1.1. Порядок применения трактовки
2.1.2. Базовая часть правил

2.2 Разрешение спорных ситуаций

2.2.1. Возобновление игры
2.2.2. Локальные позиции
2.2.3. Первый ход при доигрывании
2.2.4. Разбор ситуации на отдельной доске
2.2.5. Изменение очкового баланса
2.2.6. Существенный ход
2.2.7. Завершение разбора локальной позиции
2.2.8. Заключительная позиция

2.3 Подсчет очков и результат партии

2.3.1. Начисление очков
2.3.2. Итоговый результат

3. Китайский вариант правил

3.1 Суть китайской традиции

3.1.1. Понятие территории
3.1.2. Ссылка на полный вариант

3.2 Разрешение спорных ситуаций

3.2.1. Статус групп и доигрывание
3.2.2. Порядок доигрывания

3.3 Подсчет очков

3.3.1. Заполнение доски камнями
3.3.2. Начисление очков в заключительной позиции
3.3.3. Учет коми и результат партии

4. Американский вариант правил

4.1 Основа правил АГА

4.1.1. Китайская традиция
4.1.2. Базовая часть
4.1.3. Ссылка на полный текст

4.2 Главные отличия правил АГА

4.2.1. Платный пас
4.2.2. Правило суперко
4.2.3. Завершение партии
4.2.4. Правило последнего паса
4.2.5. Начисление очков

5. Правила Инга

5.1 Основа упрощенной трактовки

5.1.1. Европейская трактовка
5.1.2. Ссылка на полный вариант

5.2 Понятие позиции и ходы

5.2.1. Позиция
5.2.2. Запрет повторения позиции
5.2.3. Самоубийственные ходы
5.2.4. Форовые камни

5.3 Конец игры и порядок доигрывания

5.3.1. Конечная позиция
5.3.2. Доигрывание
5.3.3. Результат партии

5.4 Учет времени по Ингу

5.4.1. Дополнительные периоды
5.4.2. Учет просрочек
5.4.3. Секундный отсчёт бё-ёми
5.4.4. Часы Инга

Часть I. БАЗОВЫЕ СИСТЕМЫ ПРАВИЛ

1. Общие положения 

1.1. Этикет игры го 

1.1.1. Преамбула 

Несмотря на имеющиеся исторические и национальные особенности развития игры го в разных странах, а также различия в правилах, этикет игры го всегда соблюдался и соблюдается повсеместно. Данный текст является переработанным вариантом (пер. с английского) этикета, опубликованным Японской Ассоциацией Го (Нихон-Киин) на своем официальном сайте.

1.1.2. Суть этикета 

Суть этикета го заключается в справедливом соперничестве за победу в игре за гобаном, основанном на стремлении партнеров не причинять неудобств или неприятностей друг другу.

1.1.3. Приветствие перед партией 

Встретившись перед началом партии, партнерам следует поприветствовать друг друга и вежливо пригласить приступить к игре.

1.1.4. Нигири 

Если необходимо разыграть цвет камней, то применяется особый вид жребия - "нигири": один из партнеров (обычно более старший) берет в горсть несколько белых камней, а его соперник должен угадать четность, выставив на доску один или два черных камня. Выигравший нигири получает черные камни.

1.1.5. Вежливое завершение партии 

Закончив партию, надо поблагодарить соперника за игру. Проиграв партию, не забудьте поздравить соперника с победой - ведь он выиграл в справедливой борьбе. Камни после игры надо аккуратно убрать в чаши.

1.1.6. Стиль поведения во время партии 

В партии никогда не пытайтесь взять ход назад: камень, который выставлен на доску, не может быть переставлен в другое место или возвращен в чашу. Не прикасайтесь к камню в чаше, пока не выбрали место, куда его поставить. Если же вы уже взяли камень, то надо решительно поднести его к выбранному пункту и завершить ход. При этом, опуская руку в чашу за камнем, не следует бряцать камнями, а также ставить камень на доску шумно, со стуком, дабы не произвести неприятное впечатление на соперника и не отвлечь его от обдумывания ходов.

1.1.7. Общение партнеров 

Одно из названий го – «язык жестов» – имеет ввиду то, что единственное общение во время партии осуществляется посредством ходов, так что разговаривать во время партии не следует. В дружеской встрече вне турнира партнеры часто для расслабления разговаривают между собой или комментируют ходы, но в официальной партии это может помешать концентрации соперника.

1.1.8. Поведение зрителей 

Больше всего может вызвать беспокойство игроков то, что какой-нибудь зритель вдруг засмеется или зашуршит оберткой, воскликнет что-либо или другим способом привлечет к себе внимание. Зрителям следует вести себя сдержанно, соблюдать тишину и порядок, не вмешиваться и не нарушать ход партии, и уж тем более – не подсказывать. Особое внимание следует обращать на поведение детей, так как в силу непоседливости они больше других участников склонны к нарушению порядка. Поэтому взрослые должны вовремя вмешиватья и недопускать, чтобы дети носились по помещению, шумели и баловались там, где играются партии. Родителям и тренерам следует присматривать за своими подопечными и служить им примером, всячески способствуя честной спортивной борьбе.

1.2. Обозначения и определения 

1.2.1. Координаты на доске 

Две противоположных стороны доски объявляются: одна - стороной черных, другая - стороной белых. Координаты пунктов доски и камней, на них расположенных, определяются двумя номерами линий со стороны черных:

  • первая координата есть номер продольной линии в порядке их следования слева направо, или в буквенном обозначении - латинская буква от "A" до "T" с пропуском буквы "I" для стандартной доски 19х19;
  • вторая координата есть номер поперечной линии в порядке их следования от стороны черных к стороне белых;
  • пункт (или камень) обозначается двумя координатами, т.е. 1-1 (A1) обозначает левый ближний к стороне черных угловой пункт (камень), а 19-19 (T19) соответственно дальний правый угловой пункт (камень) на стандартной доске 19х19.
1.2.2. Соединенные камни и пункты 

Два камня или пункта являются соседними, если они расположены рядом вдоль линий доски, т.е. если одна из координат у них совпадает, а другая отличается на 1 в цифровом обозначении. Если соседними являются камни одного цвета, то они соединены, а также камень всегда соединен сам с собой. Если К-тый камень соединен хотя бы с одним из К-1 соединенных камней, то он соединен со всеми этими камнями.

Свободные пункты соединены, если при размещении на них камней одного цвета все эти камни оказываются соединенными. Если камни одного цвета соединены, то соединены и все занимаемые ими пункты.

1.2.3. Регионы и цепи 

Соединенные пункты образуют регион, если они:

  • либо все свободны и имеют в качестве соседей, не входящих в регион, только пункты, занятые камнями одного цвета (территориальный регион);
  • либо все заняты камнями, соединенными между собой (цепной регион), и у этих камней нет других соседей того же цвета, кроме стоящих на пунктах региона.

Камни игрока, в совокупности занимающие цепной регион, называются цепью. Цепь считается живой, если она не уничтожается полностью соперником (например, если при снятии ее с доски можно выставить на один из освободившихся пунктов новый камень, который не уничтожается). Мертвая цепь - противоположность живой цепи.

1.2.4. Дамэ, глаза и дыхательные пункты 

Свободные пункты, не входящие в территориальные регионы, называются дамэ. Глазом называется потенциально существующий и неустранимый соперником территориальный регион игрока, т.е. либо уже фактически существующий на доске, либо образующийся при снятии мертвых цепей соперника. Дыхательные пункты цепи игрока - суть пункты глаз и дамэ, соседние с камнями цепи.

1.2.5. Группы 

Группой называется такое объединение цепей и глаз игрока, что эти цепи и только они содержат все соседние камни глаз, входящих в группу. Группа признается безусловно живой, если она содержит по крайней мере два глаза.

1.2.6. Сэки 

Группа может быть живой, если она не имеет двух глаз, но не уничтожается за счет противостояния с аналогичными группами соперника. Такая ситуация совместной жизни нескольких групп соперников, не являющихся безусловно живыми, называется "сэки". Если в состав сэки входят парные "ко-глаза", т.е. свободные регионы из одного пункта, устранимые соперником в ко-борьбе, то такое объединение двух ко-глаз соперников, образованных их соседними цепями, называется "динамический глаз". В этом случае при устранении одного из ко-глаз любой стороной другая сторона всегда может устранить в ответ другой и восстановить баланс ко-глаз в противостоящих цепях.

1.2.7. пункты тэирэ 

В конечной позиции все пункты, которые необходимо занять для устранения возможных угроз со стороны соперника каким-то регионам игрока, называются "тэирэ". В частности, пунктами тэирэ являются все одиночные ко-глаза, не входящие в состав динамических глаз.

2. Японский вариант правил 

2.1. Трактовка японской традиции Кодексом 

2.1.1. Порядок применения трактовки 

В данном разделе дается трактовка японского варианта правил в такой форме, которая наиболее близка к практике их применения в российских турнирах, и именно в этом смысле следует далее понимать термин "японские правила". При возможных расхождениях данной трактовки с официальными правилами, принятыми в Японии или в международной практике, следует действовать по Кодексу - в соответствии с юрисдикцией и решениями органов РФГ, явно указывающими на другую трактовку (Правила соревнований, пп. 5.2. и 5.7).

2.1.2. Базовая часть правил 

В той части, которая относится к описанию игры и правил совершения ходов, японские правила совпадают с основными, изложенными в ст. 1 и 2 раздела Кодекса "Правила игры", а ситуация "суперко" (там же, п. 3.4) в турнирной практике трактуется по Регламенту, если это в нем предусмотрено, и по решению судей - в противном случае.

2.2. Разрешение спорных ситуаций 

2.2.1. Возобновление игры 

Если соперники в конечной позиции не пришли к соглашению о статусе хотя бы одного региона, то они могут отменить статус конечной позиции (аннулировать пасы), признать ее как начальную и снова продолжить игру с сохранением очередности. При повторном возникновении конечной позиции процедура переговоров возобновляется.

2.2.2. Локальные позиции 

Если стороны опять не придут к соглашению в конечной позиции, то все спорные ситуации фиксируются путем выделения всех входящих в локальный конфликт групп, и в каждой из локальных позиций производится доигрывание независимо от других таких позиций в соответствии с основными правилами и с учетом других правил, излагаемых в данном разделе.

2.2.3. Первый ход при доигрывании 

Если в локальной позиции ни одной из сторон не выгодно начинать игру, так как это приводит к полному уничтожению ее групп, и обе стороны отказываются первыми начинать доигрывание, то локальная позиция признается сэки. Если суть конфликта заключается только в статусе группы одного из соперников, то именно он и должен начинать доигрывание в локальной позиции.

2.2.4. Разбор ситуации на отдельной доске 

Если стороны отказываются начинать доигрывание в локальной позиции и не могут прийти к соглашению, то они должны провести разбор ситуации на отдельной доске при первом ходе каждой из сторон. Если одна из строн подтвердит жизнь своих групп независимо от очередности хода, то ее группы признаются живыми в исходной локальной позиции без доигрывания. Аналогично, если разбор покажет невозможность жизни каких-то групп независимо от очереди хода, то это подтверждает их мертвый статус без фактического доигрывания локальной позиции на доске.

2.2.5. Изменение очкового баланса 

В случаях, когда нет разногласий о статусе групп, но доигрывание меняет очковый баланс, первый ход должен делать игрок, претендующий на большее, иначе ситуация признается сэки.

2.2.6. Существенный ход 

Если оба игрока настаивают при доигрывании на первом своем ходе, потому что ими был упущен в игровой стадии существенный ход, влияющий на результат партии, то они оба признаются проигравшими партию.

2.2.7. Завершение разбора локальной позиции 

Локальное доигрывание производится до трех пасов (пас дает право на пробитие ко при ответном пасе, так как позиция повторяется только через два хода, каковыми являются пасы), после чего все оставшиеся камни в данной локальной позиции считаются живыми и соперники переходят к доигрыванию следующей локальной позиции.

2.2.8. Заключительная позиция 

В момент завершения доигрывания последней из спорных локальных позиций все ко-глаза живых групп, не входящие в состав сэки (где они могут быть, например, динамическим глазом, обеспечивающим жизнь противостоящих групп), считаются пунктами тэирэ и должны быть заполнены камнями. Оставшиеся мертвые камни снимаются с доски, после чего фиксируется достижение заключительной позиции. В этот момент любые камни сторон, все еще стоящие на доске, признаются живыми и соперники переходят к подсчету очков.

2.3. Подсчет очков и результат партии 

2.3.1. Начисление очков 

Очки в заключительной позиции начисляются каждому игроку за все пленненные и снятые в качестве мертвых камни соперника, и все пункты своих территориальных регионов, исключая входящие в сэки.

2.3.2. Итоговый результат 

Результат партии определяется по общим правилам с учетом всех дополнительных источников очков (см. Правила игры и Правила соревнований).

3. Китайский вариант правил 

3.1. Суть китайской традиции 

3.1.1. Понятие территории 

Китайская традиция основана на другом определении понятия "территория", нежели это принято в японских правилах: к территории относятся не только пункты внутри регионов соперников, но также и все камни, выставленные на доску и оставшиеся на ней в заключительной позиции, т.е. к моменту подсчета очков.

3.1.2. Ссылка на полный вариант 

Китайские правила для игры в го.

3.2. Разрешение спорных ситуаций 

3.2.1. Статус групп и доигрывание 

Статус групп в конечных позициях, возникающих при двух последовательных пасах соперников, определяется по соглашению сторон. Если разногласий нет, то все мертвые камни снимаются (заключительная позиция). При разногласиях игра продолжается по общим правилам совершения ходов (см. ст. 2 Правил игры) с сохранением очередности и с запретом пасов.

3.2.2. Порядок доигрывания 

В первую очередь должны быть заняты все дамэ и тэире, затем уничтожены все группы, какие только смогут окружить друг у друга соперники. В итоге на доске останутся только неуничтожаемые группы и позиция станет заключительной.

3.3. Подсчет очков 

3.3.1. Заполнение доски камнями 

В заключительной позиции игровых действий не производится, и стороны заполняют по очереди камнями из чаш все пункты, расположенные между группами соперников, не обращая внимание на правило окружения, так как эти действия всего лишь элемент процедуры подсчета очков (все камни остаются на своих местах до полного завершения процедуры).

3.3.2. Начисление очков в заключительной позиции 

Каждой из сторон начисляются очки за пункты своих регионов, как пустых, так и занятых своими камнями, оставшимися на доске.

3.3.3. Учет коми и результат партии 

При определении результата учитывается коми, причем для для победы черных, например, на стандартной доске 19х19 достаточно подсчитать только пункты их регионов: если это число больше, чем 180 плюс половина коми, то черные выиграли партию независимо от числа пленников. В большинстве случаев китайская традиция дает результат либо совпадающий с японским подсчетом, либо отличающийся от него на одно очко - в зависимости от четности общего числа выставленных сторонами камней.

4. Американский вариант правил 

4.1. Основа правил АГА 

4.1.1. Китайская традиция 

Американская Ассоциация Го (АГА) приняла за основу китайскую традицию в подсчете очков и определении статуса групп при разногласиях, но в специфической форме, эквивалентной китайским правилам.

4.1.2. Базовая часть 

Базовая часть правил АГА практически совпадает с японской традиционной системой и с Правилами игры данного Кодекса.

4.1.3. Ссылка на полный текст 

Полный официальный текст правил АГА.

4.2. Главные отличия правил АГА 

4.2.1. Платный пас 

Можно спасовать (пропустить ход), но за это нужно заплатить одно очко.

4.2.2. Правило суперко 

В АГА принято правило "суперко": запрещено повторять расположение всех камней на доске, бывшее когда-либо раньше в данной партии при той же очереди хода.

4.2.3. Завершение партии 

После двух пасов подряд можно по взаимному согласию снять с доски все обреченные (мертвые) камни, если они есть, и закончить партию. Если полного согласия нет, игра продолжается до четырех пасов подряд, после чего партия безусловно заканчивается и все камни на доске считаются живыми.

4.2.4. Правило последнего паса 

Если последними пасовали черные (в обоих указанных выше случаях), тогда белые делают еще один пас.

4.2.5. Начисление очков 

Стороны получают по одному очку за каждый снятый чужой камень, за каждый пас соперника и за каждый свободный пункт своих регионов.

5. Правила Инга 

5.1. Основа упрощенной трактовки 

5.1.1. Европейская трактовка 

В Европейской Федерации Го приняты упрощённые правила Инга, которые были взяты за основу для предлагаемой трактовки.

5.1.2. Ссылка на полный вариант 

Полный вариант правил Инга на русском языке

5.2. Понятие позиции и ходы 

5.2.1. Позиция 

Позиция — это расположение чёрных и белых камней на доске.

5.2.2. Запрет повторения позиции 

Запрещено выставлять камень, если возникающая позиция будет повторять одну из позиций, уже встречавшихся в партии (правило "позиционного суперко").

5.2.3. Самоубийственные ходы 

Правила Инга ничего не говорят прямо о запрете на самоубийственные ходы, однако правило ко, которое принято в них, запрещает самоубийство единичного камня (так как при таком ходе повторяется позиция). Самоубийство группы из более чем одного камня, таким образом, оказывается разрешено.

5.2.4. Форовые камни 

При игре с форой постановка форовых камней не регламентирована. В начале партии играющий чёрными просто делает любым желаемым образом соответствующее число безответных ходов.

5.3. Конец игры и порядок доигрывания 

5.3.1. Конечная позиция 

Порядок фиксации конечной позиции (два паса) и переговоров по статусу групп - как и во всех остальных системах правил. Если игроки пришли к соглашению, то мертвые камни удаляются, после чего производится подсчёт очков.

5.3.2. Доигрывание 

Если игроки не пришли к соглашению, игра возобновляется с позиции, имевшейся перед двумя последовательными пасами. Доигрывание начинает соперник игрока, пасовавшего последним. После того как оба игрока снова последовательно пасуют, игра завершается, и сразу производится подсчёт очков.

5.3.3. Результат партии 

Результат партии определяется аналогично китайским правилам, либо по процедуре заполнения доски камнями, предусмотренной в официальных (полных) правилах Инга. В таком случае коми учитывается с помощью камней компенсации (4 камня соответствуют коми 8 или 7,5 очков). Свободные пункты доски в позиции сэки приносят равное количество очков обоим игрокам.

5.4. Учет времени по Ингу 

5.4.1. Дополнительные периоды 

При использовании бе-ёми по Ингу игрок может купить до трёх периодов бе-ёми. Продолжительность каждого периода бёёми равна 1/6 основного времени (ВТ - от английского Basic Time). Плата за использование каждого периода бе-ёми составляет два очка и называется "системой PP" (от англ. Penalty Point). Истечение третьего периода бе-ёми (суммарно 1/2 ВТ и 6 очков штрафа) приводит к поражению по времени.

5.4.2. Учет просрочек 

Если оба игрока просрочили основное время, равные количества их штрафных очков погашаются, однако тому, кто первым просрочит дополнительное время в 1/2 BT, засчитывается поражение независимо от того, на сколько просрочено время у соперника.

5.4.3. Секундный отсчёт 

Система RS — бё-ёми (от англ. Second Reading) означает буквально «секундный отсчёт» и аналогична японскому или канадскому вариантам бё-ёми. После того как у игрока закончилось основное время, он может продолжать игру, но должен делать заданное число ходов (один или более) за небольшой промежуток времени (от нескольких секунд до нескольких минут). Общее время игры на бё-ёми не ограничивается, но если игрок в какой-то момент не успеет сделать нужное количество ходов за отведённый интервал, ему засчитывается поражение.

5.4.4. Часы Инга 

Системы контроля времени PP и RS являются стандартными и поддерживаются электронными игровыми часами Инга.