РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Программа Го-Рефери (GoRefery), версия 2.26.01.15
1. Общие положения
Программа Го-Рефери (далее – программа) предназначена для проведения турниров по игре Го, ведения баз данных (далее просто БД) по турнирам и игрокам, расчета рейтинга игроков. Алгоритмы программы базируются на Кодексе Го (далее – кодекс) Российской федерации го (далее – РФГ) и методике расчета рейтинга, утвержденной президиумом РФГ.
Программа может работать как с сетевой БД ТИГР («Турниры, Игроки Го России»), которая в настоящее время находится по адресу http://tigr.gofederation.ru/OldSite/Tigr_TurnL.php, так и с локальной БД, находящейся на компьютере пользователя.
Программа не требует инсталляции, не вносит изменений в системный реестр, не изменяет файлы на компьютере пользователя за пределами папки, из которой запущена, и подпапок этой папки. Программа не требует установки дополнительного программного обеспечения. При работе с БД в формате Microsoft Access требуется драйвер этой БД, но он устанавливается автоматически при установке Windows XP и последующих версий Windows. Однако при работе под различными версиями Unix в режиме эмуляции Windows драйвер Microsoft Access может отсутствовать.
2. Начало работы
Получив файл GoRefery.exe и все рабочие файлы (локальная БД TIGR.mdb и вспомогательные БД Count.mdb, Towns.mdb) от распространителей программы, создайте новую папку для работы и скопируйте распакованные файлы туда. Все готово к работе. Запустите программу.
3. Структура баз данных
БД можно представлять себе как совокупность таблиц, похожих на электронные таблицы Excel и им подобные. Каждая таблица состоит из колонок с заголовками (например «Фамилия», «Рейтинг» и т.п.) и строк с информацией («Петров»,»2300») («Иванов»,»2150»). Колонки также называют полями таблицы, а информационные строки – записями. БД ТИГР содержит 2 основные таблицы – список игроков, он же рейтинг-лист (далее РЛ), список заголовков турниров (ЗТ). К каждой записи заголовка турнира прилагается соответствующая турнирная таблица (ТТ). Есть еще одна вспомогательная таблица – справочник городов (СГ).
- РЛ содержит поля – фамилия, имя, отчество, рейтинг, город, дата последнего участия в турнире и т.д.
- ЗТ содержит поля – название, место проведения, система проведения, количество туров, дата начала, дата окончания и т.д.
- ТТ содержит данные о сыгранных партиях – кто с кем играл, на какой форе, с каким результатом.
- СГ - содержит поля – название, область (субъект федерации), федеральный округ, страна
Более подробная информация о таблицах будет изложена в «Руководстве программиста».
Перечисленные выше таблицы образуют один экземпляр БД ТИГР. Хранится эта БД по умолчанию в файле TIGR.mdb на компьютере пользователя. Расширение *. mdb указывает на внутреннюю структуру файла в формате Microsoft Access. Имя может быть любое, но при запуске программа ищет в папке, откуда запущена, именно TIGR.mdb, и если он есть, то сразу открывает его. Если имя файла другое, или он находится в другой папке, то после запуска программы вам надо будет открывать его вручную.
4. Сетевые и локальные базы данных
Все, что вы прочитали в предыдущем разделе, относится к локальным БД, т.е. базам, которые хранятся на вашем компьютере. Вы являетесь их полновластным хозяином и можете удалять их, вносить любые изменения, создавать какие угодно турниры, обсчитывать рейтинг и т.д., причем никто кроме вас этого не увидит.
Но существуют еще сетевые БД – их файлы хранятся на общем для всех пользователей компьютере, который называется сервером. Все пользователи подсоединяются к нему через Интернет. Изменения, внесенные в такую БД любым из пользователей, немедленно становятся видны всем остальным.
Работа с такой БД в режиме редактирования возможна только с помощью специальной программы Го-Админ, а из программы GoRefery доступно считывание РЛ и отправка таблицы проведенного турнира на сервер, о чем подробнее будет изложено в соответствующих разделах ниже. Сетевая БД находится по адресу tigr-pro.info и имеет такую же структуру, как и локальная база TIGR.mdb (см. выше - Структура баз данных). Просмотр сетевой БД осуществляется прямо на сайте по указанному адресу через любой браузер.
Вносить изменения в сетевую БД могут только представители РФГ со специальными полномочиями. Но вы можете сделать, например, копию РЛ в свою локальную базу данных, как это описано ниже.
5. Продолжение работы
После запуска программы у вас открывается окно для работы с с локальной БД Tigr.mdb. Таблицы из файла Tigr.mdb вы наблюдаете в виде списка турниров слева (но, возможно, список пока пуст). В правом поле окна видны атрибуты того турнира, который выделен в списке и является текущим (рабочим), а также некоторые настройки фильтра для поиска по списку.
Если у вас есть доступ в Интернет, то программа автоматически подключится к сетевой БД. Тогда для загрузки с сервера актуального РЛ нужно перейти на вкладку «Игроки» и щелкнуть на кнопке «Обновить список игроков». Через небольшой промежуток времени вы увидите самую свежую официальную версию РЛ РФГ слева. Раздвигая мышкой правую границу списка игроков, вы можете увидеть все поля, которые содержатся в РЛ.
Справа в окне видны поля для настройки фильтра. Поставив галочку на «По фамилии», вы активируете поле быстрого поиска, при вводе в которое начальных букв фамилии игрока происходит автоматический поиск в списке.
На вкладке «Турниры» есть кнопка «Таблица» в виде серой прямоугольной пиктограммы в верхней части окна, которая открывает таблицу турнира. О работе с турнирными таблицами рассказывается в разделах ниже.
6. Подготовка к проведению турнира
Прежде всего скопируйте в свою локальную базу данных свежую копию РЛ, как это описано в предыдущем разделе. РЛ на сервере обновляется постоянно из-за пересчета проведенных в разных городах турниров, поэтому делайте копирование РЛ на свой компьютер регулярно – перед проведением каждого нового турнира. После копирования РЛ с сервера в свою локальную базу данных соединение с Интернетом для проведения турнира не требуется.
Откройте вкладку «Турниры». Щелкните на кнопке «Создать новый турнир» – она имеет вид красного креста. В списке турниров сверху появится турнир с названием «Новый турнир 1» (или «Новый турнир 2» и т.д., если уже ранее заводились другие новые турниры).
Исправьте это условное название в соответствующем поле окна, введите название турнира латиницей (оно требуется для отправки турнира в БД Европейской федерации го – ЕГД), место и сроки проведения, а также другие обязательные поля: количество туров, система проведения, вид турнира (личный, командный). Если в конце турнира предполагаются туры по олимпийской системе, то введите их количество. Для турниров по системе ФОРС введите способ автоматического расчета форы (подробнее об этом – в разделе о системе ФОРС).
Щелкните на кнопке «Таблица турнира» (пиктограмма в виде серого прямоугольника вверху слева). Откроется таблица, но она, естественно, окажется пустой. Теперь надо заполнить список игроков. Как правило, в турнире большинство участников уже играли раньше в турнирах, поэтому они есть в РЛ.
Добавить игрока из РЛ просто. Щелкните мышкой по пиктограмме «люди» вверху слева – откроется форма поиска игроков в РЛ. Начните вводить первые буквы фамилии нужного игрока – автоматически все игроки с такими начальными буквами появятся в выпадающем списке и надо будет только выделить нужного игрока. Теперь остается только добавить игрока в турнир, нажав на соответствующую кнопку внизу формы. Для поиска можно также использовать фильтр, настройки которого в форме расположены справа.
Если же игрока нет в РЛ, то он не обнаружится в форме поиска и тогда нужно, щелкнув на кнопке «Добавить игрока» (она вверху слева в виде креста), ввести данные о таком игроке вручную. Для этого щелкните по появившейся в списке участников записи «Новой Игрок» и с помощью открывшейся формы отредактируйте атрибуты участника.
Удаление игрока из таблицы осуществляется посредством кнопки «минус».
После заполнения списка участников проверьте типы игроков (колонка «Т» в таблице): «О» – обычный игрок из РЛ, «Э» – новый («экспертный»), «В» – внешний. Внешний игрок – это, как правило, иностранный участник. По итогам турнира ему не будет рассчитываться рейтинг и он не будет добавлен в РЛ. Новый игрок – это участник, впервые выступающий в рейтинговом турнире, как правило из России и со стартовой экспертной оценкой (ЭО) рейтинга. По итогам турнира он будет добавлен в рейтинг-лист с рассчитанным по специальному алгоритму рейтингом (см. Описание РС РФГ), после чего станет «обычным» игроком. Заполнение колонок «СН» (стартовый номер) и «ММо» (стартовые очки Мак-Магона) зависит от системы проведения турнира и описано в соответствующих разделах.
7. Проведение личного турнира по свободной системе
Свободная система – это любая система, не предусмотренная разработчиками, поэтому большинство действий судья вынужден делать сам, вручную. Но и при любой другой системе проведения судья может, как правило при возникновении нештатных ситуаций, выполнять любые действия вручную. Поэтому здесь будет описано, как вручную провести жеребьевку, вручную расставить участников по местам и т.п.
Чтобы провести жеребьевку тура, надо щелкнуть в заголовке таблицы на клетке с номером нужного тура. Алгоритм жеребьевки разный для разных систем проведения турнира. Для свободной системы проведения он неизвестен и программа не расставляет игроков в пары автоматически - судье придется делать жеребьевку вручную.
Создать пару соперников можно несколькими способами. Например, активировать в нужном туре клетку у нужного игрока, нажать Enter и ввести номер соперника (например 18), снова нажать Enter. В клетке появится запись «18?», означающая, что соперником игрока в туре будет участник с номером 18, а результат партии пока неизвестен.
Если информации о форе и коми в записи о партии нет, значит партия играется на равных со стандартным для этого турнира коми (поле «Коми» на вкладке «Турниры»). Для нестандартных форы и коми надо в клетке ввести примерно следующее: 5?/b4/k10.5 – партия будет играться с соперником номер 5 черными (b – black , что означает «черный» по-английски) с коми 10.5. Подробнее о формате результата партии смотрите в соответствующем разделе. Но удобнее все это делать в протоколе тура в списке партий тура справа. Можно, как и в таблице, ввести номер участника в нужной клетке, а можно просто перетащить его мышкой в эту клетку. Для ввода форы и коми в протоколе тура есть соответствующие колонки.
После окончания тура результаты партий вводятся в протоколе или в клетках таблицы. В начале все результаты в протоколе тура выглядят как «?-?», т.е. неизвестны. Активизируйте нужную клетку в протоколе, щелкнув мышкой 1 раз – появится результат «1-0» (победа первого). При повторном щелчке результат сменится на противоположный – «0-1». Для ввода других возможных значений результата нужно при щелчке зажимать клавишу Ctrl. Варианты: «+/-» – присуждена победа первому и поражение второму, «-/+» – присуждено поражение первому и победа второму, «=/=» – ничья, «-/-» – присуждено поражение обоим, «?-?» – результат неизвестен.
Можно ввести результат, дважды щелкнув мышкой на клетке игрока в колонке тура в таблице (переход в режим редактирования). Тогда все виды результата просто набираются в виде «+», «-» или «=» после номера соперника. При присужденной (не игравшейся) партии после результата (но перед слешем, отделяющем фору) ставится знак «!». Такая партия не будет учитываться при пересчете рейтинга. После внесения результата в клетку нужно просто нажать Enter.
По мере того как заполняются результаты туров, программа будет подсчитывать количество очков, набранных участниками, а также дополнительные коэффициенты, и расставлять всех по занятым местам. Способы подсчета разные для разных систем проведения турниров.
Так как для свободной системы проведения способ подсчета неизвестен, программа использует способ подсчета, принятый для системы Мак-Магона. Если в данном турнире способ подсчета очков другой, то надо заполнять судейские колонки. В турнирной таблице есть колонки «Набранные очки», «Коэффициент Бухгольца», «Коэффициент Бергера», «Занятое место» и их судейские аналоги. Судейские колонки обычно не заполнены и не видны. Для вывода их на экран необходимо зайти в меню «Вид» и выбрать «Колонки таблицы». Затем в открывшемся окне активировать (выделить) соответствующую строку и нажать кнопку «Видимость» – в колонке «Видна» появится галочка. При повторном нажатии на кнопку «Видимость» галочка убирается. После завершения всех действий по выделению видимых полей нужно нажать кнопку «Установить колонки». Кстати, в этом же окне можно поменять порядок следования колонок – действия ясны из контекста окна (см. стрелки).
По умолчанию программа сама делает все необходимые вычисления. Но если какая-либо из судейских клеток заполнена, то программа не делает вычислений для соответствующей основной клетке, а просто берет судейское значение.
8. Проведение личного турнира по системе Мак-Магона
При проведении турнира по системе Мак-Магона надо заполнить колонки «СН» (стартовый номер) и «ММо» (начальный коэффициент Мак-Магона).
Для автоматического заполнения колонки «СН» отсортируйте участников турнира по рейтингу в порядке убывания (кнопка с буквой «Р» вверху слева над таблицей), а затем, удерживая нажатой клавишу «Ctrl», щелкните на заголовке «СН» – стартовые номера участников установятся в соответствии с их рейтингами. Если вы даже забудете это сделать, программа сама напомнит об этом при попытке провести жеребьевку, не расставив стартовые номера.
Для разбивки на стартовые группы Мак-Магона выделите заголовок колонки «ММо» и выберите в открывшейся форме необходимые границы групп. Освоение формы не составляет труда – достаточно внимательно читать надписи на кнопках и немного поэкспериментировать с расстановкой границ групп в разных режимах. В конце концов можно просто руками набить нужные значения ММо в соответствующие клетки прямо в таблице.
Жеребьевка туров производится автоматически нажатием кнопки с пиктограммой монетки вверху слева над таблицей. Программа откажется проводить жеребьевку тура, если результаты предыдущего тура введены не полностью. Если результаты жеребьевки не устраивают судью, он может сначала некоторые пары расставить вручную как описано в разделе «Проведение личного турнира по свободной системе», а потом провести автоматическую жеребьевку остальных участников.
Процедура ввода результатов партий описана в разделе «Проведение личного турнира по свободной системе».
9. Проведение личного турнира по системе ФОРС
При проведении турнира по системе ФОРС надо заполнить колонки «СН» – стартовый номер, и «ММо» – начальный коэффициент ФОРС.
Для автоматического заполнения колонки «СН» отсортируйте участников турнира по рейтингу в порядке убывания, а затем, удерживая нажатой клавишу «Ctrl», щелкните на заголовке «СН». Стартовые номера участников установятся в соответствии с их рейтингами. Для автоматического заполнения колонки «ММо» щелкните мышкой на ее заголовке, удерживая нажатой клавишу «Ctrl».
Жеребьевка туров производится автоматически нажатием кнопки с монеткой. Программа откажется проводить жеребьевку тура, если неполностью введены результаты предыдущего тура. Если результаты жеребьевки не устраивают судью, то он может сначала некоторые пары создать вручную (как описано в разделе «Проведение личного турнира по свободной системе»), а затем провести автоматическую жеребьевку остальных участников.
Процедура ввода результатов партий описана в разделе «Проведение личного турнира по свободной системе».
10. Проведение личного турнира по круговой системе
Здесь все просто. Жеребьевка заключается в присвоении случайным или иным образом стартовых номеров участникам турнира, после чего автоматически определяются все пары участников во всех турах. Процедура ввода результатов партий описана в разделе «Проведение личного турнира по свободной системе».
11. Проведение личного турнира по двухэтапной схеме с олимпийской системой в заключительных турах
Самое главное – не забудьте заполнить поле «Количество туров по олимпийской системе» на вкладке турнира. По умолчанию там стоит 0, т.е. олимпийской системы в конце нет. При 3-х турах олимпийской системы лучшие 8 игроков попадают в раунды плей-офф, при 2-х – только лучшие 4.
12. Проведение командного турнира
В анкете турнира обязательно заполните поле «игроков в команде». Участники команд добавляются как обычно. Но надо еще добавить особых участников – команды. Для этого есть специальная кнопка – «Добавить команду». После добавления команды надо заполнить ее название и номер. У обычных участников надо обязательно заполнить поле «Номер команды», чтобы указать, в какую команду входит тот или иной игрок. Командные турниры можно проводить по системам «Мак-Магона» и «Круговая». Проведение командных турниров по системе ФОРС не поддерживается. Жеребьевка проводится так же, как и для личных турниров. Результаты вводятся только для личных партий, а командный результат программа вычисляет сама.
Примечание. Не забудьте установить правильное число досок (графа в анкете турнира "игроков в команде", о чем в самом начале пункта уже упоминалось) - по умолчанию ставится 4. Но если турнир проводится на 3 досках и есть запасные, то есть тонкость при жеребьевках: надо отметить через "контр" в каждом туре тех, кто не играет. Далее программа автоматически при жеребьевке расставит игроков по доскам согласно рейтингу РФГ. Если у Вас в положении идет обычный порядок дополнительных коэффициентов - комнадные "Бух-Бер", то далее как обычно для личных турнирров делаете жеребьевки и все, сама программа будет расставлять команды по местам. Если же предусмотрено число побед по доскам первым доп. критерием, то надо будет через меню "Вид" вверху таблицы расставить места самостоятельно - отмечаете в раскрывающемся списке "Колонки таблицы" и далее выделяете курсором строку "Судейское место", отмечаете у нее "Видимость" и "Установить колонки", и затем в таблице руками расставляете места команд по этому критерию в соотвествующей новой колонке "СМес". Затем не забудьте нажать пиктограмму "книжка" вверху над таблицей - сохранение всех отредактированных данных.
13. Формат результата партии
Формат соответствует формату ЕГФ, за исключением коми, которое в формате ЕГФ не указывается, так как считается всегда стандартным. Однако у нас предусмотрено и нестандартное коми. В самом общем виде строка результата партии в таблице выглядит примерно так:
5+!/b4/k10.5
где:
«5» – номер соперника (зависит от способа сортировки таблицы).
Возможные значения от «0» до числа участников турнира,
исключая собственный номер. По поводу «0» – см. ниже.
«+» – на данной позиции указывается результат партии; возможные значения:
«+» – победа, «-» – поражение, «=» – ничья, «?» – результат неизвестен;
«!» – может отсутствовать (обычная ситуация), так как восклицательный знак после
результата партии является признаком того, что партия не игралась,
а результат был присужден;
«b» - цвет камней игрока, возможные значения:
«b» или «ч» – черные (black), «w» или «б» – белые (white);
для форовых партий цвет вводить обязательно, так как программа
не предполагает, что фору дает сильнейший, и партии на обратной форе
допускаются; для партий на равных отсутствие цвета означает,
что цвет неизвестен, и это характерно для российских турниров
последнего времени, однако это плохо, т.к. ограничивает
в дальнейшем возможности сбора некоторых статистических данных;
«4» – фора, для которой допустимы любые целые значения, хотя, возможно,
надо сделать какую-то реакцию на явно глупые значения типа -1000.
Отсутствие цифры после цвета означает фору 0, т.е. игру на равных.
«k10.5» - нестандартное коми, если такое коми предусмотрено регламентом
данной партии; отсутствие коми в записи результата партии означает,
что коми стандартное, т.е. равно 0.5 для форовых партий, и совпадает
со значением поля «Коми» самого турнира – для партий на равных;
при создании новой партии в поле «Коми» у партии записывается
стандартное значение; позиция «Коми» в формате записи результата
введена для общности, вряд ли это будет часто использоваться.
Теперь о сопернике с номером 0.
«0+!» и «0-!» означают присужденные партии без игры:
«0+!» – очко из-за нечетного числа участников игроку, у которого нет соперника;
«0-!» – поражение из-за отсутствия на туре, причем игрок не включался
в жеребьевку тура. Если он был включен в жеребьевку, то у него будет
номер соперника, которому он проиграл, например из-за опоздания,
т.е. примерно так: «4-!».
В протоколе тура возможны следующие значения результата:
«1-0» – победа первого игрока в реально сыгранной партии;
«0-1» – победа второго игрока в реально сыгранной партии;
«=/=»– ничья в реально сыгранной партии;
«+/-» – первому игроку присуждена победа;
«-/+» – второму игроку присуждена победа;
«-/-» – обоим игрокам присуждено поражение;
«?-?»– результат партии неизвестен.
14. Завершение работы
После завершения турнира таблица может быть отправлена на сервер нажатием кнопки «Отправить турнир на сервер». Необходимо дождаться реакции программы и ответить подтверждением, закрывая выскакивающие окна. Затем необходимо открыть таблицу на сайте БД ТИГР (адрес дан в начале инструкции) и убедиться что вся информация корректно передалась в сетевую БД. При необходимости отправку таблицы можно повторить.
Данное описание не претендует на полноту. Алгоритмы программы и ее интерфейс постоянно совершенствуются, поэтому возможны некоторые несовпадения реального функционала с описанным здесь. По всем вопросам необходимо обращаться к разработчикам.