amalgama17 » 28 ноя 2014, 00:34
По предложению Тимура - тезисы сообщения.
Лазарев Александр Сергеевич, научный сотрудник Московского института развития образования, окончил педагогическую кафедру факультета психологии МГУ, 4 года веду кружок го в московской школе №1314 (сейчас образовательный комплекс №2090).
Тезисы по выступлению:
1. Что и как? Тестирование/диагностика чего?
Летом на сборах в Суздале, и выборочно сейчас проводился блок психологических методик по базовым интеллектуальным способностям. Методики специально подобраны под возраст начальной школы (хотя некоторые могут применяться и для более старших возрастов). Мерилась память (методика 10 слов), внимание и сосредоточенность (корректурный тест Бурбона), внимание при ориентации в визуальном пространстве, вербальный тест, и тест на внутренний план действия. Обследовались 7 китайский ребят, которые около 2 лет занимаются го, наши 5 человек (это все на сборах в Суздале летом этого года), и в качестве контрольной группы взял 3 класс из 23 человек из нормально-обычной школы Юго-Востока Москвы. Сейчас провёл еще диагностику 9 ребят в Центре Лидер и у себя в кружке го. В выступлении проведем первоначальное сопоставление по разным группам.
2. Для чего и зачем проводить психологическую диагностику?
Во-первых, более чем за 5 летний период мне так и не удалось обнаружить ни одной работы, публикации или ссылки на исследование (на русском языке и проведенное в России), подтверждающее что «го развивает мышление, вырабатывает стратегическое видение, дисциплинирует внимание» и т.д. (Может быть, у коллег есть такая информация, буду признателен. Можно ссылки на языках, но нужны сами работы, чтобы можно было ознакомиться, и впоследствии, чтобы можно было сослаться в научной работе.) Что-то читал про проводимое исследование с методикой «Матрицы Ровена» от Рустама Мисхатовича Сахабудинова, но опять же – найти публикации, отчеты – не удалось.
Во-вторых, диагностические методики на «входе» и «на выходе» могут показать, что произошло с интеллектуальными способностями за рассматриваемый период – это и для родителей может быть значимо.
Это хорошее основание для направления «го-образование для общего развития».
В-третьих, возможно решение задачи первоначального отбора «перспективных» (т.е. тех, у кого и без занятий го показатели на уровне) и на этой базе строить более эффективное и результативное обучение в направлении «спортивное го».
В-четвертых, «выявив проблему можно искать/рекомендовать средства ее решения».
3. Соображения о том, что необходимо и возможно сделать на «ближайшем шаге»: от проекта через запрос, к дорожной карте и Тех.заданию.