Как подготовить чемпионов?
Добавлено: 28 июл 2017, 17:54
Как подготовить чемпионов?
(доклад на заседании детских тренеров Европы март 2002 Прага)
Разрешите представится: Заслуженный тренер России, мастер спорта Шикшин Валерий Дмитриевич 4 дан. Среди моих учеников есть хорошо известные имена в Европе, такие как четырехкратный чемпион Европы гроссмейстер России Александр Динерштейн 1р, чемпионка Европы, бронзовый призер чемпионата Мира гроссмейстер России Светлана Шикшина 1р, чемпион Европы и России гроссмейстер России Андрей Кульков 6 дан, трехкратный чемпион Европы до 12 и 18 лет гроссмейстер России Илья Шикшин 5 дан, чемпион Европы до 18 лет мс Тимур Дугин 4 дан.
В рамках данного доклада я хочу кратко выделить важнейшие принципы, которые составляют фундамент воспитания чемпионов.
Это:
1. Отбор одаренных детей
2. Квалификация тренера
3. Формирование “школы”
4. Формирование комбинационного зрения
5. Анализ сыгранных партий и партий профи
6. Самосовершенствование
7. Психофизическая подготовка
8. Решение финансовых проблем
1. Отбор одаренных детей
Как правило, я набираю детей 5-9 лет, незнающих правила игры Го. Уже на ранней стадии обучения довольно легко выделить способных детей. Это дети, которые с удовольствием приходят на занятия, не пропускают их, практически не шалят, им достаточно один раз объяснить и они никогда не забудут эту информацию. Эти дети хорошо решают задачи, как правило, бывают победителями турниров и быстро прогрессируют. За год они могут выполнить 10 кю. От тренера требуется только одно: выделить этих детей и удержать их, если они по каким-то причинам не могут ходить. С ними нужно больше заниматься теорией. Желательно, чтобы они чаще играли с тренером или с более сильными игроками. Тренер обязательно должен наладить контакт с родителями. Нужно больше хвалить ученика за правильно решенную задачу и говорить с родителями о способностях их ребенка.
2. Квалификация тренера
По-моему мнению, тренер может подготовить спортсмена на один, максимум на два разряда выше, чем его собственный разряд. Так, имея крепкий 4 дан (2472 в 1992г.), я обладал потенциалом для подготовки спортсменов 5 и 6 данов. Конечно, подготовить профессионалов я не могу (а некоторые российские тренеры считают, что они смогут это сделать). Для этого необходим учитель-профессионал и нужно погрузится в атмосферу профессионального Го. Кроме того, спортсмены должны иметь базу 5 - 6 любительского дана. Именно ее и получили у меня Александр Динерштейн и Светлана Шикшина, когда в 1997 г. уехали в г. Сеул (Ю. Корея) учится на профессиональных игроков. В 2002г. им был присвоен 1 профессиональный дан. Кроме спортивной составляющей очень важными являются профессиональная (тренерская), творческая и человеческая составляющая квалификации тренера.
Профессиональная составляющая включает разработку методических материалов, по которым проводится занятие, подборку литературы, способы обучения детей и т.д.
(доклад на заседании детских тренеров Европы март 2002 Прага)
Разрешите представится: Заслуженный тренер России, мастер спорта Шикшин Валерий Дмитриевич 4 дан. Среди моих учеников есть хорошо известные имена в Европе, такие как четырехкратный чемпион Европы гроссмейстер России Александр Динерштейн 1р, чемпионка Европы, бронзовый призер чемпионата Мира гроссмейстер России Светлана Шикшина 1р, чемпион Европы и России гроссмейстер России Андрей Кульков 6 дан, трехкратный чемпион Европы до 12 и 18 лет гроссмейстер России Илья Шикшин 5 дан, чемпион Европы до 18 лет мс Тимур Дугин 4 дан.
В рамках данного доклада я хочу кратко выделить важнейшие принципы, которые составляют фундамент воспитания чемпионов.
Это:
1. Отбор одаренных детей
2. Квалификация тренера
3. Формирование “школы”
4. Формирование комбинационного зрения
5. Анализ сыгранных партий и партий профи
6. Самосовершенствование
7. Психофизическая подготовка
8. Решение финансовых проблем
1. Отбор одаренных детей
Как правило, я набираю детей 5-9 лет, незнающих правила игры Го. Уже на ранней стадии обучения довольно легко выделить способных детей. Это дети, которые с удовольствием приходят на занятия, не пропускают их, практически не шалят, им достаточно один раз объяснить и они никогда не забудут эту информацию. Эти дети хорошо решают задачи, как правило, бывают победителями турниров и быстро прогрессируют. За год они могут выполнить 10 кю. От тренера требуется только одно: выделить этих детей и удержать их, если они по каким-то причинам не могут ходить. С ними нужно больше заниматься теорией. Желательно, чтобы они чаще играли с тренером или с более сильными игроками. Тренер обязательно должен наладить контакт с родителями. Нужно больше хвалить ученика за правильно решенную задачу и говорить с родителями о способностях их ребенка.
2. Квалификация тренера
По-моему мнению, тренер может подготовить спортсмена на один, максимум на два разряда выше, чем его собственный разряд. Так, имея крепкий 4 дан (2472 в 1992г.), я обладал потенциалом для подготовки спортсменов 5 и 6 данов. Конечно, подготовить профессионалов я не могу (а некоторые российские тренеры считают, что они смогут это сделать). Для этого необходим учитель-профессионал и нужно погрузится в атмосферу профессионального Го. Кроме того, спортсмены должны иметь базу 5 - 6 любительского дана. Именно ее и получили у меня Александр Динерштейн и Светлана Шикшина, когда в 1997 г. уехали в г. Сеул (Ю. Корея) учится на профессиональных игроков. В 2002г. им был присвоен 1 профессиональный дан. Кроме спортивной составляющей очень важными являются профессиональная (тренерская), творческая и человеческая составляющая квалификации тренера.
Профессиональная составляющая включает разработку методических материалов, по которым проводится занятие, подборку литературы, способы обучения детей и т.д.