Описание рейтинг-системы РФГ
Рейтинг-система утверждена на заседании Президиума РФГ
Протокол № 1 от 04 июля 2013 года

 

1. Общие положения

Рейтинг-система РФГ представляет собой автоматизированную систему сбора и обработки результатов турниров, признаваемых рейтинговыми. Она построена на основе статистических методов оценки уровня игроков го.

В рейтинг-системе (РС) каждому ее участнику присваивается индивидуальный рейтинг-коэффициент R (или просто – рейтинг), оценивающий текущий уровень игры с некоторой неопределенностью, выражаемой индивидуальным стандартным отклонением S (далее просто – отклонение). Отклонение S задает доверительный интервал (R – 2S, R + 2S) такой, что вероятность попадания в него истинного значения силы игры для подавляющего числа игроков примерно равна 95%.

Шкала рейтингов имеет максимальное верхнее значение в 3000 пунктов, которое соответствует идеальному игроку, а снизу шкала ограничена значением 0 (уровень новичка – 30 кю). Ранги от 30 до 20 кю соответствуют значениям рейтингов 0, 60, 120 и т.д. – из расчета 60 пунктов рейтинга на один кю традиционной шкалы рангов. Ранги от 20 кю до 1 дана соответствуют значениям рейтингов 600, 675, …, 2025, 2100 – из расчета 75 пунктов рейтинга на кю. Ранги выше 1 дана укладываются в интервал 2100–3000 с шагом 100 пунктов на один дан.

Игроки в самом первом своём турнире выступают с рейтингом, задаваемым экспертно, с максимально возможным отклонением. В результате участия в рейтинговых турнирах игроки получают текущие значения рейтингов и отклонений, которые используются в качестве стартовых значений в следующем турнире. При пересчетах отклонений учитывается поведение производной рейтинга по времени, отражаемое во флаге нестабильности F – для растущих игроков F < 0 и отклонение не снижается. Рейтинг-листы хранятся в электронном виде в сетевой базе данных по игрокам и турнирам (БД ТИГР и сайт РФГ). 

 

2. Корректировка отклонений перед пересчетом. Учет времени неучастия в турнирах

Отклонение S характеризует степень недостоверности рейтинга и поэтому должно увеличиваться с ростом времени неучастия игрока в турнирах. Время T неучастия учитывается в месяцах, начиная с 31 дня перерыва в выступлениях (т.е. 30 дней с момента последнего выступления не засчитываются в этот срок). Формула для нового стартового в текущем турнире отклонения ST, учитывающая время неучастия T, имеет вид:

ST = S · {1 + K·[(S*/S)2 - 1]}1/2,

где

S – отклонение на момент завершения последнего (предыдущего) турнира с участием данного игрока;

S* – максимальное отклонение в РС (для игроков 1 дана принято значение 100, для остальных уровней − по линейной интерполяции так, что для 20 кю это значение равно 220);

K = min {1, 0.001·(3000 - R)·(T/24)} - коэффициент, определяющий рост неопределенности рейтинга со временем.

Коррекция отклонений по времени неучастия делается всегда перед всеми расчетами по рейтингу в данном турнире и для всех игроков, сыгравших хотя бы одну партию. Параметры коррекции по времени выбраны так, что игрок дан-уровня теряет достоверность рейтинга за два года, игрок с рейтингом 1000 теряет достоверность за год, игроки ближе к 30 кю – примерно за 8 мес., при этом отклонение достигает максимально допустимой величины S*. Чем ближе S к S*, тем быстрее, динамичнее изменяется рейтинг игрока и тем меньше влияние его партий на рейтинг других игроков. При длительном неучастии (К > 0.5) флаг нестабильности F обнуляется (информация о поведении производной теряется).

 

3. Базовая схема пересчета рейтингов. Принцип Эло

Рейтинги и отклонения игроков пересчитываются по итогам каждого рейтингового турнира. В основе пересчета заложен следующий

Принцип А. Эло: Изменение рейтинга пропорционально разнице результата и вероятностного прогноза.

Этот принцип выражается в виде формулы Эло

(1)   DR = R' - R = Kдин·DN,

где

R' - рейтинг после турнира;

DN - разница между набранными очками и вероятностным прогнозом;

Kдин - коэффициент динамичности, являющийся индивидуально вычисляемой функцией отклонений рейтингов игрока и его соперников, а также прогнозов результатов в каждой из учитываемых встреч:

(2)   Kдин = S*/[(S*/S)2 + Db], ограничивается снизу  минимальным значением 10 для данов, а для остальных нижняя граница Kдин увеличивается линейно при снижении уровня игрока так, что для 20 кю она становится равной 70.

В коэффициент динамичности входят:

S - текущее отклонение рейтинга игрока (перед турниром, с учетом коррекции по времени неучастия, см. п.1),

S* - максимальное отклонение, а также дисперсия результатов

(3)   Db = ∑j=1,...,N B2j·pj·(1 - pj),

где

N - число учитываемых партий игрока,

Bj – коэффициент неопределенности рейтинга j-того соперника:

1/B2j = 1 + 3·[Sj/(3.141593·S*j)]2,

pj = P(DRj,Dj) - прогнозы результатов (условные априорные математические ожидания набираемых турнирных очков):

P(DR,D) = max {0, min {1, 0.5 + DR/D}} – для игроков дан-уровня; для остальных

P(DR,D) = max {0, min {1, 0.5 + DR/1000}};

DRj = Bj·(R - Rj + Hj) - разница в рейтингах с учетом неопределенности рейтинга соперника и форы;

Rj - рейтинг j-того соперника;

Hj - фора, пересчитанная в пункты рейтинга, т.е. число пунктов рейтинга вычисляется в соответствии с шагом шкалы (см. самое начало описания), причем фора положительна, когда данный игрок ее получает, и отрицательна - в противном случае;

Dj - среднее квадратичное расстояние рейтингов игрока и соперника от рейтинга идеального игрока (3000):

D2j = 0.5·[(3000 - R)2 + (3000 - Rj)2].

Разница набранных и ожидаемых очков (DN) также учитывает неопределенность рейтингов и имеет вид:

(4)   DN = ∑j=1,...,N Bj·(rj - pj),

где     rj - результаты партий (0 - поражение, 1 – победа, 0.5 - ничья).

 

4. Корректировка стартового рейтинга при аномальном результате

Общая базовая схема пересчета состоит в последовательных от турнира к турниру относительно небольших коррекциях рейтинга, т.к. предполагается, что на старте очередного турнира рейтинг игроков уже достаточно адекватен, имеет какую-то достоверность и можно прогнозировать результаты с расчетом на небольшие отклонения от вероятностного прогноза. Однако в силу разных причин иногда уровень игрока в период между очередными турнирами скачкообразно повышается, что приводит к непрогнозируемым победам над более сильными соперниками и к неадекватным потерям ими очков рейтинга, которые забирает у них растущий. Чтобы предотвратить этот чрезмерный переток рейтинга, необходимо быстро скорректировать стартовый рейтинг игрока, заменив его на такое значение, которое более адекватно показанному в турнире результату.

В РС РФГ для выявления аномально растущих игроков используются два критерия аномальности: дисперсионный и вероятностный, которые применяются только для игроков с рейтингом не выше 2350 (нижняя граница уровня мастера спорта). В дисперсионном критерии проверяется неравенство для DN – набранных сверх прогноза очков:

(5)   Kан =  1 - K2/|DN|> 0,

где K2 = max {2, N0.5}.

При попадании результата игрока в критическую область (5) ищется такое новое значение стартового рейтинга, при котором в критерии возникает равенство, т.е. ищется минимальный рейтинг, при котором результат не аномален.

Суть вероятностного критерия состоит в том, что результат игрока признается аномальным, если в совокупности одержанные им в турнире победы имеют малую условную вероятность в предположении достоверности стартовых рейтингов. Условия применения вероятностного критерия аномальности включают специальную процедуру проверки существенности одержанных побед. Суть проверки состоит в том, что превышение набранных очков над прогнозом DN должно быть не менее 0,5·K2.

Затем стартовый рейтинг проверяется на адекватность в соответствии со следующим критерием:

(6)   Kp = 1 - 16·Pw·KN > 0,

где

Pw = ∏rj = 1 Pmj – при не очень малых вероятностях побед это просто произведение вероятностных прогнозов в партиях, где одержаны победы (rj = 1), то есть Pmj = P(R - Rj + Hj,Dj), но  при малых вероятностях Pmj  берется не меньше, чем 0.5 в степени числа выигрышей, что ограничивает слишком большое влияние на критерий отдельной случайной победы над сильным соперником;

KN - коэффициент жесткости критерия, зависящий от общего количества сыгранных партий:

KN = 1, если число партий N < 5,

иначе KN = 20.5·(N - 4),

При попадании результата игрока в критическую область (6) , аналогично критерию (5), предварительно ищется такое новое значение стартового рейтинга, при котором в критерии возникает равенство. Затем вычисленное значение аномальной прибавки интерполяционно пересчитывается с коэффициентом интерполяции, пропорциональным превышению  DN над 1, т.е. коэффициент равен 1 при DN = 2 или большем значении и равен 0 при DN = 1. Аналогично, при  DN < 2 уменьшается и Kp

Критерии (5) и (6) применяются в указанной последовательности, и если дисперсионный критерий не выбрал весь потенциал роста, то вероятностный критерий может добавить еще, так как он срабатывает чаще в случае неоднородного состава соперников. При проверке двух критериев происходит автоматическая взаимная коррекция растущих игроков, если они встречались между собой.

Пример. Для пояснения критериев (5) и (6) рассмотрим случай, когда игрок с R = 1500 выиграл со счетом 4–0 у равных по рейтингу. Тогда KN = 1 и результат игрока строго соответствует границе критических областей, определяемых обоими критериями. Эта ситуация будет и для результатов 5-1, 6-2, 7-3 и т.д.

Рост числа партий ужесточает вероятностный критерий (6) на корень из 2 за каждую партию сверх 4 (добавляется в произведение), т.к. при дополнительных 50% побед совокупная вероятность побед Pw тоже уменьшается в среднем вдвое за две партии (т.е. как раз на корень из 2 за каждую дополнительно учитываемую партию). Если рейтинг игрока ниже, чем у равных соперников, то результат аномален и поправка будет как раз такой, чтобы рейтинги выровнять.

Величины Kан и Kp запоминаются и используются при корректировках отклонений после всех пересчетов, включая итоговую коррекцию рейтингов по базовой схеме (1). Флаг F у игроков с аномальным ростом (или при аномально плохом результате – хуже прогноза более чем на 2 очка) устанавливается отрицательным, что является признаком нестабильности и учитывается при пересчете отклонений.

 

5.  Пересчет рейтинга игроков и корректировка отклонений в базовой схеме. Флаг и его изменение

После коррекции отклонений по времени неучастия и проверки критериев аномальности делается общий пересчет рейтингов по схеме (1) в таком порядке: сначала пересчитываются все игроки ниже 1 дана, затем игроки дан-уровней. Итоговый пересчет отклонений в обоих случаях производится по формуле

(7)   S' = (Kдин·S*)0.5,

если только флаг F не отрицателен за счет постоянного роста в трех и более турнирах подряд, или при аномальном результате, в том числе и аномально плохом, хотя аномальная коррекция рейтинга в этом случае не делается. При аномальном результате применяется интерполяция с коэффициентом, вычисленным как сумма коэффициентов Kp, Kан, но не более 1. Интерполяционная формула имеет вид:

(8)   S' = S + Kа·(S* - S),

где

Kа = min {1, Kан + Kp}.

Стартовое значение флага для новых игроков – 0. Флаг уменьшается на 1 для растущих игроков и принимает значение 2 для снизивших свой рейтинг. Таким образом, после трех подряд сыгранных без потерь рейтинга турниров флаг становится отрицательным и отклонение перестает уменьшаться, повышая динамику изменения рейтинга для растущего игрока.

Отклонения не пересчитываются в сторону уменьшения, когда флаг F < 0, поскольку это означает, что либо игрок растущий, либо он показал резкое падение. В обоих случаях его рейтинг нельзя считать стабилизирующимся и снижать отклонение согласно формуле (7). Такой подход ускоряет подгонку рейтинга растущих игроков примерно вдвое, даже если они не показывают аномального роста. 

В заключение отметим, что все игроки с рейтингом ниже 100 получают дополнительно по 1 пункту рейтинга за каждую сыгранную партию независимо от результата, но не превышая при этом рейтинга 100. 

 

6. Корректировка входного рейтинга новых и внешних игроков

Новые российские игроки, впервые выступающие в рейтинговом турнире и поэтому отсутствующие в рейтинг-листе РФГ, а также внешние игроки, не включаемые по итогам турнира в рейтинг-лист РФГ, должны перед турниром получить экспертную оценку входного рейтинга (ЭО). Источником ЭО могут быть ранги и рейтинги из сторонних рейтинг-систем, с учетом возможной корректировки для согласования шкал, оценки, даваемые экспертами из состава оргкомитета турнира, оценки привлеченных экспертов. В крайнем случае допускается принятие ЭО по заявлению самого игрока или его тренера.

Эти входные рейтинги (ЭО), перед пересчетом рейтингов всех игроков по выше изложенным методикам, должны быть скорректированы с учётом результатов выступления в турнире. Это делается применением к таким игрокам вышеописанной методики пересчета рейтинга в предположении, что остальные игроки стабильны и их рейтинг фиксирован. При этом аномальные коррекции применяются во всем диапазоне рейтингов, а не только для кю-уровней. Также учитывается и аномально плохой результат (недобор на более чем  2  очка).

 
7. Ограничения и заключительные комментарии

Для игроков ниже 300 (25 кю) производится обрезание отрицательной составляющей изменения рейтинга так, что для игроков ниже 100 рейтинг может только расти. Для плавного перехода в зоне между рейтингами 100 и 300 при отрицательном изменении рейтинга Kдин в основной формуле Эло (1) домножается на понижающий коэффициент, не превосходящий 1 и пропорциональный расстоянию от точки 100:

Kдин = Kдин·(R – 100)/200.

Для снижения возможных колебаний, по всей шкале применяется ограничение на максимальное падение рейтинга за один турнир в 100 пунктов. Это ограничение, естественно, не касается предстартовой коррекции ЭО новых и внешних игроков.

В заключение ещё раз опишем общий порядок пересчета турнира:

Шаг 1. Корректируем отклонения по времени неучастия – всем игрокам (п. 1).

Шаг 2. Корректируем входные ЭО – новым и внешним игрокам (п. 6).

Шаг 3. Проверяем всем игрокам ниже 1 дана критерии аномальности (сначала – дисперсионный, потом – вероятностный) с одновременной коррекцией для каждого критерия (последовательно) стартовых рейтингов (п. 4).

Шаг 4. Пересчитываем рейтинги и отклонения всех игроков. 

Шаг 5. Сохраняем все новые рейтинговые параметры игроков в рейтинг-лист (рейтинги, отклонения, флаги, дату завершения турнира).

 

8. Модификации алгоритма и изменения условий применения РС

8.1. С 1 сентября 2016 года внесены изменения, позволяющие пересчитывать турниры начинающих на доске 13х13. Суть модификации алгоритма состоит в том, что при пересчете применяется понижающий коэффициент 0.5.

8.2. С 1 января 2019 года сделана модификация шкалы, позволившая упростить расчет вероятностей в зоне до 1 дана (линейная шкала в 10 пунктов рейтинга на 1% вероятности). Это также позволило упростить ряд вычислительных алгоритмов основной методики, в том числе отменена упрощенная методика, применявшаяся для игроков ниже 20 кю.

8.3. С 01.07.2020 Рейтинг-комиссия установила максимальный рейтинговый период в один месяц. Ранее с 01.01.2005 в качестве максимального рейтингового периода (т.е. периода, за который должны пересчитываться партии одного турнира в предположении неизменности стартового рейтинга участников) был установлен интервал в два месяца, что было закреплено в Положении о Рейтинг-комиссии РФГ. Так что турнир должен был укладываться в этот срок, иначе он не признавался рейтинговым, за исключением некоторых чисто спортивных турниров (первенств, кубков и чемпионатов), которые согласно их положениям могли проводиться за более длительное время. 

8.4. С 01.04.2023 решением Исполкома РФГ аномальные коррекции рейтинга снова разрешены для игроков уровня данов (с рейтингом не выше 2350, запрет был введен в 2019 году) с обязательной экспертизой обоснованности коррекции.

8.5. С 01.07.2023 разрешена переустановка рейтинга по аналогии с рейтингами ЕГФ. Для международных турниров переустановка принимается без дополнительных условий, если таблица с такой переустановкой принята в ЕГД. Для российских турниров переустановка рейтинга принимается при выигрыше не менее двух партий с обязательной экспертизой обоснованности такой коррекции стартового рейтинга. При наличии в турнире большого числа игроков с недостоверными рейтингами при пересчетах таких турниров может применяться понижающий коэффициент 0,5. 

Введены бонусные очки в зоне 0–900 до 20 пунктов рейтинга за каждую сыгранную партию (20 для игроков с рейтингами до 300, далее размер бонуса плавно снижается к 900). На доске 13х13 бонусы в два раза меньше.

8.6. С 01.08.2023  уточнено значение критерия дисперсионной аномалки, так как стали проводиться турниры с большим числом туров и критическое значение перебора очков над прогнозом для таких турниров оказалось  слишкол мало (см. формулу 5 – старое значение равно 2 независимо от числа учитываемых партий N). Точное значение критерия теперь – не менее 2, но при числе партий более 4 берется корень квадратный из N.

8.7. С 01.01.2024  введено снижение влияния на рейтинг более сильных игроков результата партий с форой (уменьшение пропорционально форе). Также пересчет игроков с рейтингом ниже 600 отделен и предваряет пересчет в верхней части шкалы. При встречах игроков из верхней части с игроками из зоны до 600 также снижается влияние результатов на рейтинг игроков выше 600.

Ближайшие турниры
Значения цветa турнира
Игровые вечера. Июль (13х13)
Калининград (GoQuest)
27 RU. Август
Хабаровск, КГС
Vladimir Open
Владимир
Мемориал Г.В.Калинина
Санкт-Петербург
Первые шаги (13х13)
Санкт-Петербург
Партнёры и спонсоры
World Pair Go AssociationПолиметалл
© 2013-2024 Российская федерация Го